
День был тёплым, и Надежда Семёновна, устроившись на крыльце, читала газету.
–Знакомлюсь с новостями страны, – говорит она и охотно включается в разговор.
Надежда родилась 1 октября 1925 года в деревне Туличево, которая тогда относилась к Кореличскому району. Родители – крестьяне, много работали на земле. В семье было четверо детей: три дочери и сын.
– Жили трудно, бедно, в лаптях. Ходили пасти коров к более богатым хозяевам, чтобы заработать на кусок хлеба. Школа была, но учились мы на польском языке, – рассказывает Надежда Павлюк. – Что нас ждало? Такой же каторжный труд на польских панов.
День 17 сентября 1939 года запомнился как важный момент, изменивший их жизнь.
– Люди радовались, кричали: «Ура!», – она на мгновение переносится в прошлое. – Красноармейцев встречали как освободителей – с благодарностью и верой в светлое будущее. У многих на глазах были слёзы радости…
Но мирная жизнь страны была недолгой. Надежда хорошо помнит годы немецкой оккупации и горе, которое принёс фашизм.
Белорусский народ не сдался, а поднялся на борьбу с оккупантами. В тылу врага создавались партизанские отряды и группы, действовало антифашистское подполье. Партизаны и подпольщики действовали смело и решительно, нанося удары по фашистам. В ответ немцы мстили местным жителям, проводя карательные операции против мирного населения. Деревня Туличево находилась в партизанской зоне, местные жители помогали партизанам, как могли, никто из них не вступил в полицию. Люди просто жили, работали и не изменяли своей стране и своей совести.
День 3 декабря 1943 года навсегда остался в памяти Надежды Семёновны как начало большой трагедии, постигшей её семью и всех односельчан.
– Немцы вошли в деревню и убили 14 человек, среди которых был и мой 52-летний отец. Через несколько дней они пришли снова, но никого не убили, а согнали всех в здание школы, – рассказывает Надежда Семёновна. – Окна загородили колючей проволокой, чтобы никто не смог убежать. В этом же здании находилась и моя мама, а мне удалось спрятаться. Фашисты собирались сжечь всех местных жителей, но не успели. Кто-то сообщил партизанам о карательной операции, и они пришли на помощь людям. В тот страшный день погибли шестеро детей и один партизан. Но деревня сгорела, и наш дом тоже. В один миг мы остались ни с чем. У нас была только одежда, еды совсем не было. Пришлось даже просить милостыню…
С горечью рассказывает она, как тяжело им было жить, осиротевшим, без отца и без крыши над головой. Но общая беда сплотила людей. Выживали только благодаря взаимопомощи. Люди делились друг с другом всем, чем могли.
– Нас приютили знакомые. В небольшом доме жили три семьи – 29 человек. Пол устилали соломой, так и спали. Некоторое время мы жили на пустом хуторе недалеко от Ятры, – вздыхает Надежда Семёновна.
Послевоенное время было особенно тяжёлым. Ей, молодой девушке, пришлось выполнять всю крестьянскую работу – пахать и сеять, жать и косить.
– Лошадь была своенравной, не хотела, чтобы я на ней пахала. Поэтому младший брат садился верхом на лошадь, а я шла за плугом, – делится женщина.
– Когда в 1948 году в деревне организовали колхоз «Путь коммунизма», мама записалась в колхоз, – продолжает моя собеседница. – А я вместе с тремя подругами устроилась работать в Новогрудке на швейную фабрику. Предприятие располагалось на улице Гродзенской. Швейные машины были разные: и ручные, и ножные. Для глажки готовых изделий приносили уголь из дома. Мама, сёстры и брат остались в деревне.
Трудолюбивой и активной девушке вскоре предложили возглавить швейную бригаду, в которой работало 24 человека. Фабрика развивалась, на улице Советской построили новое здание. Её бригада увеличилась до 65 человек, а затем Надежду Павлюк назначили сменным мастером.
– А это совсем другая ответственность и 250 подчиненных, – отмечает она. – Справлялась!
Надежда Семёновна проработала на швейной фабрике с 1948 по 1983 год. В ее копилке трудовых наград – орден Трудового Красного Знамени, медаль «За трудовые заслуги» и более 40 благодарственных писем и грамот. Комсомолка, член КПСС, народный заседатель – Надежда Павлюк всегда отличалась активной жизненной позицией.
С будущим мужем Михаилом познакомились на танцах в городском парке.
– Мы прожили вместе 59 лет и ни разу не поссорились! – при упоминании мужа лицо Надежды Семёновны озаряется теплой улыбкой. – Не верите? И повода для ссоры не было! Мы старались жить так, чтобы не обидеть друг друга ни словом, ни делом. Мы советовались даже по мелочам. Муж тоже начинал на швейной фабрике, был электриком, а потом прошёл обучение и обслуживал лифты. Трудолюбивый, старательный, внимательный – он оставил после себя добрую память не только у родных, но и у всех, кто его знал.
Сейчас Надежда Семёновна живёт с семьёй сына Сергея. Глядя, как тепло и нежно относятся к ней сын и невестка, понимаешь: эта женщина вырастила хороших детей и прожила достойную жизнь. И хочется пожелать их замечательной семье мира и благополучия, а самой Надежде Семёновне – душевного спокойствия и крепкого-крепкого здоровья.

Низкий поклон поколению, которое прошло через столько испытаний и не утратило самого главного – любви к людям и преданности своей Родине – Беларуси.
«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok |



















