
Из биографии
Андрей Генрихович из семьи врачей. Отец Генрих Людвикович был патологоанатомом, мама Валентина Леонтьевна – врачом-рентгенологом. Всю жизнь они проработали в Новогрудке. Андрей Генрихович после окончания школы поступил в Гродненский государственный медицинский институт, который окончил в 1994 году. Интернатуру проходил в хирургическом отделении Новогрудской ЦРБ. Здесь и начал свой трудовой путь в 1995 году в качестве хирурга. Затем сменил специализацию на травматологию и с 1996 года работает врачом-травматологом-ортопедом. В 2014 году возглавил травматологическое отделение больницы.
– Конечно, то, что родители были врачами, повлияло и на мой выбор профессии. Но только отчасти, – делится Андрей Луневич. – Вообще я не ставил перед собой цель продолжить их дело. Медицину я выбрал, руководствуясь своими собственными возможностями и интересами. И рад, что с выбором не ошибся.
«Пятиминутка»

Знакомство с работой Андрея Генриховича началось с планерки, а точнее с «пятиминутки». В 9.00 персонал отделения как раз собрался в ординаторской. Кто-то – за столами, остальные разместились по периметру кабинета. Дежурные по постам рассказали, как прошла ночь, доложили о состоянии больных. Обмен мнениями по поводу дальнейшего лечения нескольких пациентов, определение тех, кому пора на выписку, обсуждение предстоящей сегодня операции и планерка закончилась. Все быстро и строго по делу.
– Готовимся к обходу, – завершил заведующий, который не только руководит, но и ведет большинство пациентов. А знает, конечно, всех без исключения.
– У нас никто не работает «автономно». Вместе обсуждаем сложные случаи, советуемся друг с другом, операции проводим обязательно вдвоем, – рассказывает на ходу Андрей Генрихович и показывает отделение, в котором много лет работает. Если кто-то не знает, то находится оно на первом этаже хирургического корпуса больницы.
Коллектив травматологического отделения включает 15 человек. Здесь работают 2 врача, 6 медицинских сестер и 7 младших медицинских работников. Есть и опытные медики, и молодые специалисты.
– Коллектив у нас – хороший, слаженный и в последние годы помолодевший, – с улыбкой говорит Андрей Луневич. – Это хорошо. Кадры должны обновляться.

Обход
– Доброе утро! Как дела? – обращается врач к пациентам, а затем приступает к осмотру каждого.

Вопросы о самочувствии и жалобах, пояснение дальнейшего хода лечения, рекомендации тем, кто уже готовится к выписке. Андрей Генрихович с больными разговаривает легко и непринужденно, много шутит. Такое впечатление, что каждый из них – его родственник, близкий человек. Особую заботу проявляет к тем, у кого сложные травмы или кому предстоит операция.
– Мы понимаем, как людям плохо, ведь как правило они получают травмы на фоне полного здоровья, поэтому не готовы к госпитализации и тем более операции. Пациенты подавлены, встревожены, переживают, и их обязательно нужно успокоить и поддержать, – уверен Андрей Генрихович.

Во время перехода из одной палаты в другую, заведующий травматологией периодически куда-то «исчезал». Потом возвращался и давал указания медперсоналу отделения. Как выяснилось позже, за время отлучек Андрей Генрихович кого-то успел проконсультировать, еще одного пациента осмотреть в приемном покое и принять в отделение, а также пообщаться с анестезиологом по поводу предстоящей в этот день операции.
– В таком режиме работаем постоянно, это обычное дело для всех руководителей стационарных отделений, – поясняет Андрей Луневич, видя мой вопросительный взгляд.– Параллельно решается множество вопросов, поэтому в голове приходится держать много информации. Так что память у врачей хорошая, – улыбается мой собеседник.

А мне хочется добавить, что и нервы, похоже, тоже крепкие. Потому что медикам приходится общаться с абсолютно разными людьми, в том числе привередливыми и негативно настроенными, и это на фоне общего скептического отношения к региональной медицине. Об этом не говорили, но, убеждена, что ситуации в практике Андрея Генриховича бывали разные.
Операция
После обхода заведующий отделением проводит меня в свой кабинет и на некоторое время оставляет. Скоро операция, а значит он будет занят несколько часов, поэтому спешит обсудить с подчиненными оставшиеся срочные вопросы по работе отделения.
И вот мы идем в операционный блок, который находится на втором этаже. Чтобы туда попасть, мою «экипировку» пришлось усовершенствовать. Бахилы, халат, маска, шапочка – обязательны! И это при том, что в саму операционную я не захожу.

– Здесь проводят операции врачи не только нашего отделения, еще хирургического и гинекологического, – рассказывает врач. – За травматологами в качестве операционных дней закреплены среда и пятница, но оперируем каждый день. В среднем за неделю проводим 7–10 операций разной степени сложности.
Наблюдая, как Андрей Генрихович проверяет готовность операционной и самого пациента, который к моменту моего прихода был уже на столе, отмечаю, что травматолог стал серьезнее.
– Даже с учетом большого опыта, врач никогда ни к одной операции не должен относится безразлично или легко. Хотя, внешне, профессионал не покажет волнения, – добавляет Андрей Луневич. – На кону всегда здоровье пациента, а значит его жизнь, которая после полного выздоровления должна быть максимально полноценной.

Все приготовления закончены, контрольный снимок сделан, а значит – пора начинать. Андрей Генрихович отправляется на операцию, а я, сделав издалека пару фотографий, покидаю больницу, понимая, что после нескольких часов работы на ногах в операционной, врачу точно будет не до меня.

Справочно: травматологическое отделение рассчитано на 25 коек. В 2024 году стационарная помощь оказана 885 пациентам. В минувшем году врачами отделения проведено 506 операций разной степени сложности, в том числе 49 высокотехнологичных. Плановых операций – 159, экстренных – 347.
О медицине, травматологии и не только
Встретились уже после обеда, когда врач-травматолог-ортопед Андрей Луневич смог уделить мне немного времени на общение.
– Знаете, в чем самое большое отличие современной медицины? Важно не только спасти жизнь человеку, но и обеспечить качество жизни, т.е. помочь ему вернуться к привычному режиму и образу жизни. В нашей специализации это значит – минимизировать последствия травмы, – отметил, начиная разговор Андрей Генрихович. – За последние лет 10 белорусское здравоохранение сделало большой шаг вперед, травматология в частности. Высокотехнологичное оборудование, современные методы лечения, IT-технологии для общения с коллегами из других регионов – это только в общих чертах. О деталях можно говорить очень долго.

– Часто приходится слышать: «Врачи – не волшебники и не боги».
– Это так. Но врач прилагает максимум усилий, чтобы «поставить человека на ноги». По крайней мере так я могу говорить за себя и тех, с кем работаю, – отвечает Андрей Луневич. – Каждый врач может ошибиться. Но чтобы этого не допустить, минимизировать риски, и существует диагностика, скрупулезная подготовка пациента, коллеги, готовые всегда прийти на помощь, в том числе из областных клиник и центров.


– Если бы появилась возможность сменить учреждение, например, перейти в областной медцентр, согласились?
– Точно нет. Во-первых, Новогрудская ЦРБ – для меня уже давно второй дом, а не просто место работы. Во-вторых, опытные врачи нужны и в регионах. Ну а самое главное – у нас здесь, в районе, по моему мнению, работа более «живая». Нельзя предсказать, с какой травмой поступит пациент, бывают очень разные случаи. Мы выполняем широкий спектр операций почти на все части тела, так сказать от пяток до головы (не делаем только операции на позвоночнике, костях таза и не оперируем детские травмы). При этом, и у нас есть возможности для профессионального роста: освоения современных методов лечения и новых высокотехнологичных операций. Это все вместе и делает работу врача в регионе уникальной и очень интересной с профессиональной точки зрения.К слову, с июля прошлого года в Новогрудской центральной районной больнице стали проводить эндопротезирование тазобедренного сустава. Это современная, высокотехнологичная операция по замене поврежденного сустава на долговечный искусственный сустав. Сегодня это наиболее эффективный и востребованный метод, который успешно освоил и Андрей Луневич, и другие травматологи больницы.

– Как отдыхаете в выходные? Может, есть увлечения?
– Дача и природа – лучший для меня отдых. Все на участке делаю сам. Люблю выращивать цветы, сам ухаживаю за всеми растениями. А еще люблю музыку разных жанров – от классики до поп-композиций. Главное, чтобы была хорошая мелодия, а не набор непонятных звуков, – говорит мой собеседник, который оказался еще и меломаном. Впрочем, стоило догадаться, когда в операционной сегодня зазвучала музыка.
«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |