Аллергологи советуют, как защитить организм от поллиноза

Аллергологи советуют, как защитить организм от поллиноза

28 августа 2021 1056
Аллергию не зря называют эпидемией XXI века. С каждым годом число заболевших неуклонно растет. Более того, врачей теперь не удивляют ситуации, когда на приеме впервые оказываются пациенты за 70 или малыши, едва достигшие 2‑летнего возраста. Специалисты ВОЗ приводят такие цифры: за 10 лет число подвергшихся коварному недугу увеличилось на рекордные 20 процентов во всем мире, при этом половина из них страдает именно поллинозом. Получается, что проблема как никогда остра. Однако противостоять ей все‑таки можно, заверяют медики. Чтобы встретить будущий сезон пыления во всеоружии, с минимальными симптомами или вообще без них, можно пройти аллерговакцинацию. Причем сделать это нужно еще осенью. С какого возраста обращаться за помощью и на какой эффект рассчитывать после курса лечения, выяснили у специалистов.

Подобное подобным
Самым надежным способом лечения поллиноза считается аллерген‑специфическая иммунотерапия (АСИТ). Она помогает организму снизить чувствительность к аллергенам путем тренировки иммунной системы. Во время лечения аллерген‑провокатор постепенно вводится в организм, при этом каждый раз его доза увеличивается. Так создается нагрузка, преодолев которую, иммунитет становится сильнее. То есть в следующий сезон пыления пациент ощутит меньшую симптоматику либо вообще не почувствует каких‑либо изменений.
— Принцип АСИТ основывается на применении препаратов, в составе которых конкретные аллергены. Сегодня пациентам предлагают инъекции, таблетки и специальные капли, — перечисляет заведующая отделением аллергологии и профпатологии 10‑й клинической больницы Минска Наталья Дударева. — Для назначения лечения доктор собирает анамнез, направляет на анализы и тесты для подтверждения диагноза и только потом решает, нужна ли аллерговакцинация.
Наиболее эффективным считается подкожное введение препарата — 80 процентов людей отмечают снижение или исчезновение симптоматики после нескольких курсов. Для 20 процентов — лечение не дает результата. Чуть менее эффективны сублингвальные формы — капли и таблетки, их производители обещают помочь 70—75 процентам. Если после первого курса во время сезонной аллергии положительных сдвигов нет, от дальнейшего применения АСИТ отказываются.
Обычно лечение начинают с октября. Заканчивается курс в феврале (исключение — аллергия на полынь, терапия сдвинется до марта — апреля). За это время пациент должен набрать необходимую дозу аллергена.
— Количество уколов определяется схемой лечения, где учитывается аллергенная нагрузка каждой последующей инъекции. Чаще всего начинают курс с введения препарата дважды в день, спустя время достаточно одного раза, затем — двух раз в неделю, и в конце пациент получает всего один укол в неделю. При этом доза аллергена постоянно повышается. Порой АСИТ проводят по ускоренному курсу. Для этого используют подкожные депонированные вакцины с высокой дозой аллергена. Пройти полный цикл таким образом можно, применив всего шесть инъекций. Вводится укол раз в две или четыре недели по решению врача.
Для аллерголога важным показателем завершения процедуры выступает общая суммарная нагрузка аллергенов — достижение максимально переносимой дозы аллергенов к началу сезона цветения растений. Затем специфическая иммунотерапия временно приостанавливается и возобновляется на следующий год. Индивидуально врач может назначить поддерживающую терапию во время пыления конкретного аллергена.

Верным курсом
Если сравнивать подкожное введение и сублингвальное, побочные эффекты в первом случае возникают чаще. В месте укола возможен отек и другие кожные реакции, поэтому процедура проводится только в аллергокабинете. Если пациент не может так часто, как требуется, посещать врача, то ему подходит именно сублингвальная АСИТ: он самостоятельно применяет прописанные таблетки или капли.
— Один курс дает нужный эффект не всегда, — предупреждает Наталья Дударева. — Избавиться от симптомов порой удается только с 3—5‑го. При этом уже после первого цикла пациент чувствует облегчение и антигистаминные препараты применяет реже.
Эффект от лечения закрепляется индивидуально. Одних поллиноз практически не беспокоит следующие 5—7 лет, других — до десяти. Когда болезнь возвращается, терапию проводят заново.
Интересно, что для разных видов поллиноза есть свои вакцины. Аллергологи ориентируются на три группы растений, в зависимости от их цветения — деревья и кустарники, злаковые или сорные травы — для лечения болезни применяется свой препарат. Перед выбором вакцины аллергологи узнают наиболее значимый для пациента аллерген, на который реакция организма самая сильная. Именно он мишень для терапии. При этом эффективность АСИТ подтверждается и в лечении аллергии на пыль, животных и укусы насекомых.
При всех положительных эффектах этот метод подходит не всем, противопоказан беременным женщинам, людям с хроническими инфекциями и ревматизмом в стадии обострения, а также с тяжелыми заболеваниями внутренних органов, нервной и эндокринной систем. И, конечно, начинать терапию не стоит весной и летом — традиционно неспокойное время аллергиков.
Бывает, сезонную реакцию путают с коронавирусом. В обоих случаях пациенты жалуются на заложенность носа, головную боль и чихание. Отсутствие запахов и вкуса порой настигает аллергиков, когда отекает слизистая носа. Отличить одно от другого непросто, предупреждают медики, но при коронавирусе обычно температура значительно выше, тогда как у аллергиков максимум 38 градусов.

Не только взрослым
В последнее время в уязвимой группе количество детей растет как снежный ком. На консультацию к аллергологу они попадают после посещения участкового педиатра. Среди наиболее распространенных методов диагностики, которые назначает специалист, кожные пробы: на кожу наносится раствор аллергена, и оценивается местная реакция. Если появляется волдырь, по его размерам судят о степени чувствительности к конкретному аллергену.
В ряде случаев маленьким пациентам тоже предлагают аллерговакцинацию, в нашей стране ее проводят с 5 лет.
— Раньше нельзя, поскольку иммунная система еще не сформирована, а значит, можно получить обратный эффект или ухудшить состояние ребенка, — предупреждает заведующий аллергологическим отделением 4‑й городской детской клинической больницы, главный внештатный детский аллерголог Минздрава Дмитрий Буза. — Если аллерговакцинацию проведут до 15—16 лет, эффект от лечения сохраняется более чем на 10 лет. Более того, высока вероятность, что повторная терапия, в принципе, не потребуется и во взрослом возрасте пациент с аллергией больше не столкнется.
Детей от аллергии лечат как уколами, так каплями и таблетками. Причем таблетки и капли более популярны. Всего за прошлый год в Беларуси такое лечение получили 3,5 тысячи детей.

КСТАТИ
Наука по‑прежнему не может ответить на вопрос, почему возникает аллергия. В начале прошлого века проблема не была такой актуальной, но последние 30 лет, согласно статистике, каждое десятилетие количество пациентов увеличивается примерно в два раза. Выдвигаются теории, почему так происходит, самая распространенная из которых — гигиеническая. Она объясняется улучшением качества жизни людей. Современный человек проводит много времени в помещениях, контактирует с различными химическими веществами и реже болеет инфекциями. Если у иммунной системы закалки нет, организм начинает реагировать даже на простые вещества, которые раньше переносил нормально.

СБ Беларусь Сегодня