После освобождения Красной Армией территории СССР от немецко-фашистских захватчиков общественно-политическая обстановка в ее западных областях осложнялась присутствием белорусских, польских, литовских и украинских националистических вооруженных формирований и групп, ставивших при всех своих разногласиях общую цель – борьбу с советской властью. Наиболее активной политической и военной силой в Западной Беларуси была Армия Крайова (АК), а после ее роспуска – постаковские вооруженные подразделения.
Следственная группа Генеральной прокуратуры в ходе производства по уголовному делу о геноциде мирного населения в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период расследует более 280 эпизодов преступлений, совершенных участниками АК на территории современных Волковысского, Вороновского, Зельвенского, Ивьевского, Лидского, Мостовского, Новогрудского, Ошмянского и Щучинского районов. Установлены свыше 800 человек, погибших от рук «белополяков», как их тогда называли в наших местах.
Предлагаем вашему вниманию новый совместный проект прокуратуры Гродненской области и редакции газеты «Гродзенская праўда». В серии публикаций мы рассказываем, что пришлось пережить населению гродненских земель в середине прошлого века. Восстанавливаем реальные истории, чтобы новое поколение понимало, насколько страшна война идеологий, когда брат идет на брата, когда не немецко-фашистский захватчик, а односельчанин или житель соседней деревни отнимает жизнь у своего же земляка – белоруса, русского, украинца, поляка – только потому, что тот мыслит иначе. И как страшен геноцид – истребление людей по этническому признаку, политическим, религиозным или национальным мотивам либо на основе любого другого произвольного критерия.
Бей своих!
Тем же летом за какую-то провинность по приказанию Олеха в лесу на границе Лидского и Щучинского районов были повешены два бывших члена его банды – Осецкий и Селицкий, оба местные жители, соседи, у обоих семьи.Вот что свидетельствовал все тот же Гром: «Летом 1948 года Кипурой и Незломным в деревне Круповщизна Василишковского района по приказанию Олеха была расстреляна семья бывшего участника террористической группы Осецкого. В тот же день Смок в деревне Рознятичи Василишковского района расстрелял жену бывшего участника тергруппы Селицкого, а ее маленького годовалого ребенка схватил за ноги и убил ударом головой о печь. После чего дом был сожжен…»
Аналогичные показания 24 марта 1949 года дал Смок (Ф. Крупович). Он отмечал, что Олех приказал уничтожить семью Осецкого и его соседа по фамилии Силицкий Вацлав, а все их постройки сжечь. Это приказание Олеха было выполнено: жена и трое детей Осецкого, а также жена и дочь Силицкого были убиты прямо в домах, после чего дома подожжены.
А вот и современный протокол допроса свидетеля, местной жительницы 1939 года рождения:
– Этот Селицкий пошел в бандиты с Осецким. С ними был еще какой-то Цыган. Вот они ходили по деревням вместе, грабили и убивали людей. Это были невинные люди, после убийства которых эти бандиты забирали их имущество. Прошло совсем немного времени, как мама мне сказала, что дом Осецкого горит. Говорили, что кто-то пришел, убил жену и троих или четверых детей Осецких, а дом поджег. Говорили, что жена Осецкого на тот момент была беременна. Я точно помню, что когда хоронили семью Осецкого, то на похоронах стояло пять гробов. В это же время местные сказали, что кто-то убил всю семью Селицкого.
Партизанский разведчик
Одна из улиц города Лиды и деревни Докудово носит имя Василия Рыбиновского – легендарного разведчика, командира партизанской спецгруппы, который в 1943 году был заброшен на Лидчину и вел разведывательную работу в тылу противника. Когда началась Великая Отечественная, уроженцу деревни Новая Великолукского района Калининской области Василию Рыбиновскому было двадцать шесть. К тому времени он уже отслужил в рядах Красной Армии, окончил училище МВД, получил звание младшего политрука, стал членом Коммунистической партии и работал в Великолукском горотделе милиции. С первых дней войны ушел в отряд народного ополчения Великих Лук, ставший костяком будущего партизанского отряда, там воевал до конца 1942 года. Затем был направлен в спецшколу по подготовке кадров для работы в тылу врага, а вскоре поступил в распоряжение разведотдела Калининского фронта и переброшен в тыл противника сперва в Докшицы, затем на Лидчину.
Гродненская правда