Откуда берется нервный тик? Отвечает физиолог

Откуда берется нервный тик? Отвечает физиолог

06 декабря 2021 1145

Доктор медицинских наук Алексей Умрюхин рассказывает также о профилактике нервного тика.

Нервный тик — это быстрые повторяющиеся, неконтролируемые произвольным вниманием движения, которые не служат выполнению ясно интерпретируемой функции и могут доставлять человеку дискомфортные переживания. Как правило, это частые подергивания отдельных мышечных волокон в составе скелетных мышц или частые сокращения отдельных небольших мышц целиком. Их причины могут быть различными вследствие того, что мышечная деятельность регулируется иерархически на разных уровнях центральной и периферической нервной системы организма.

Регуляцию мышечного тонуса обеспечивают преимущественно процессы, реализуемые на уровне спинного мозга. Важно отметить, что эти функции могут быть изменяемы выше расположенными структурами ствола мозга и подкорковых центров, однако первичное формирование мышечного тонуса происходит за счет структур, локализованных в скелетных мышцах и спинном мозгу. Выше расположенные структуры выполняют функции координации мышечных сокращений и формирования позы. К ним относятся базальные ганглии, черная субстанция, вестибулярные ядра, красные ядра, мозжечок и другие структуры головного мозга. Наивысший уровень регуляции скелетных мышц в регуляторной иерархии — корковый уровень, выполняемый пирамидными нейронами прецентральной извилины коры больших полушарий. Отростки этих нейронов дают начало пирамидному нервному тракту, благодаря которому возможны произвольные мышечные движения, то есть такие, которые подлежат произвольному контролю. 

В одних случаях причины нервных тиков могут носить органический характер. При этом нередко обнаруживаются нарушения деятельности подкорковых центров головного мозга, выполняющих функции координации мышечных сокращений и формирования позы.

Также встречаются и функциональные нарушения, при которых не выявляются органические дисфункции в различных структурах организма, однако отмечаются расстройства функции. Часто такой характер возникновения имеют нервные тики у детей и подростков, что может быть связано с процессами неодновременного созревания у них различных отделов головного мозга и формирования их психоэмоциональной сферы. В определенные возрастные периоды происходит усложнение функций мозга, выделяют периоды перестройки корково-подкорковых взаимоотношений. В возрасте 4–6 и 7–12 лет у детей могут появляться навязчивые, избыточные или дискоординированные движения, которые в ряде случаев могут исчезать самопроизвольно и бесследно. 

Нарушения функционального рода могут быть также связаны с определенными процессами психической сферы, при которых формируются соответствующие программы поведения человека в той или иной обстановке. В таком случае нервные тики могут быть следствием автоматизированного привычного стереотипа дискоординированных движений, возникающих при психоэмоциональном напряжении в стрессовых ситуациях. 

Причиной психоэмоционального напряжения являются конфликтные ситуации — такие состояния, в которых организм лишен возможности достижения нужного ему результата. Чем важнее для организма недостигаемый результат, тем выраженнее отрицательное эмоциональное возбуждение и напряжение функций организма. Физиологически организм устроен так, что нужный ему результат должен быть достигнут — тогда формируется положительное эмоциональное состояние, устраняется напряжение физиологических процессов, в памяти закрепляется цепь событий и реакций, способствовавших достижению результата. Наш разнообразный социальный мир, с одной стороны, предоставляет широчайшие возможности для обогащения условий жизни, однако, с другой стороны, делает порой невозможным достижение расширяющегося при этом спектра результатов. В ситуациях длительно существующей невозможности достижения нужного организму результата и формируются условия для развития хронического стресса, в условиях которого приспособление организма к условиям конфликтных ситуаций может осуществляться путем формирования поведенческих действий различного уровня адаптивности, в том числе и с участием дискоординированных двигательных программ, включающих нервные тики. 

Такой алгоритм формирования функциональных нарушений может иметь место, например, в подростковом периоде, в котором достраиваются поведенческие программы и усложняются алгоритмы социальной деятельности. Гормональная перестройка подросткового возраста — включение половых желез — открывает новые для организма мотивационные сферы, связанные с сексуальным поведением. Это способствует формированию и усложнению соответствующих поведенческих программ. При возникновении определенных проблемных аспектов или конфликтных ситуаций возможно возникновение нервных тиков, имеющих психогенную природу.

Для профилактики негативных последствий хронических стрессогенных ситуаций важно найти источники замещающих положительных эмоций — реализации актуальных для человека мотиваций на фоне конфликтной ситуации. Достижение нужных организму результатов активизирует мозговые зоны положительного подкрепления, которые прекращают активность отрицательных зон рассогласования, следовательно, устраняют вызванное конфликтной ситуацией напряжение физиологических функций организма. Степень устранения последствий определяется силой положительного подкрепления, возникающего при достижении замещающих результатов. Сила возбуждения зон подкрепления и рассогласования напрямую зависит от важности для организма достигаемых или недостигаемых результатов. Таким образом негативные последствия стрессогенных ситуаций могут быть скомпенсированы при достижении организмом важных и актуальных для него, интересных и захватывающих замещающих результатов.

postnauka.ru