Общество

Паралет, небо, полет… Житель Валевки Юрий Степук осуществил свою мечту и стал парапланеристом (+видео)

Паралет, небо, полет… Житель Валевки Юрий Степук осуществил свою мечту и стал парапланеристом (+видео)

09 декабря 2020 2622

Высота привлекала Юрия Степука с юности. Многие ребята мечтали стать космонавтами или летчиками. Для большинства мечта прикоснуться к небу осталась несбывшейся. А вот Юрий Васильевич свою мечту о небе осуществил – стал парапланеристом. Два года назад он совершил свой первый самостоятельный полет на паралете. И теперь с удовольствием любуется красотой Валевского края с высоты птичьего полета.

– На Новогрудчине мало покорителей воздушного пространства. Полеты на параплане и паралете в нашем районе начинал Геннадий Кибардин. Он опытный пилот, всегда дает полезные советы. Сейчас мы летаем вместе. Парапланеризм – травмоопасный вид спорта. Есть паралеты одна и двухместные. Катать других – это ответственно. Мы с Геннадием летаем ради своего удовольствия, – рассказывает Юрий Степук. – Я всегда верил, что буду летать, и свою мечту осуществил.


– Мечта подняться в небо появилась во время службы в секретной части на Северном флоте на Новой Земле. Там был аэродром, мы были прикомандированы к вертолетной эскадрильи. Стоял там и истребительный авиационный полк. Вот тогда я загорелся мечтой стать летчиком и начал готовиться к поступлению. Даже прошел летную комиссию в госпитале, а затем еще одну врачебно-летную комиссию. Мне дали добро, но предварительно нужно было сделать операцию на носовую перегородку. Во время службы меня командир не отпустил на операцию, а после демобилизации наступили 90-е годы... Распад СССР. И так моя мечта стать летчиком не осуществилась, но она не исчезла, – говорит Юрий Васильевич. – После службы работал в Гродно, по комсомольской путевке был направлен в Сибирь работать на Бочацкий разрез. С будущей женой Мариной познакомился в Гродно, там родилась дочь. Однако со временем было принято совместное решение о переезде на мою малую родину в деревню Туличево – тяжело заболела мама. Со временем переехали в Валевку, где теперь и живем. Вся жизнь связана со строительством, а в свободное от работы время постепенно начал осуществлять свою мечту – прикоснуться к небу, – добавляет Ю.В. Степук.



Кроме увлечения парапланеризмом, Юрий Васильевич – кузнец. И такие шедевры он кует из металла! Красивые самобытные вещи украшают не только интерьер собственноручно построенного дома, но радуют и заказчиков.


Высоко над землей

Сначала Юрий Васильевич пытался сделать паралет своими руками. И сделал его, но проехать на нем удалось только по дороге, не хватило силы двигателя подняться в небо. Когда вступил в Белорусскую парапланерную Федерацию, ему объяснили, что взлететь удастся, но не будет такого удовольствия, как на заводском паралете. Поэтому и приобрел паралет и крыло. И надо сказать, что увлечение парапланеризмом не из дешевых. Стоимость паралета колеблется от 2 тысяч долларов и более.


– Я прошел обучение в Лиде, там сначала летал. И прежде было приобретено крыло, чтобы понять и оттренировать наземку. Сегодня мой аппарат с «тележкой» и двигателем 25 л. с., весом примерно 65 кг, крылом 28 м кв. легко помещается в автомобиль. А вот для того, чтобы летать на Новогрудчине, мне нужно было стать руководителем полетов, – добавляет Юрий Васильевич. – Полетать над Валевской землей приятнее, чем где-то далеко, тут же все родное, знакомое. Мы летаем не просто так, а по разрешению официального органа – Белорусской парапланерной Федерации, через которую мы подаем заявки в Брест в ПВО (противовоздушную оборону) и ЦВД (центр воздушного движения), который находится в Минске, – это единственный центр координации воздушного движения. И только по разрешению этой организации мы осуществляем полеты, время и место проведения которых согласовываются. 


– Изначально назначается руководитель полетов. У каждого пилота есть свой позывной, по которому военнослужащие ПВО могут нас контролировать. Мы знаем, где можно, а где нельзя осуществлять полеты, и этих правил строго придерживаемся, – добавляет Ю.В. Степук. – Разрешено летать от рассвета до заката солнца. Желательно летать при ветре до 5 м\с и подниматься на высоту 1000 м в радиусе 10 км. Я поднимаюсь на метров 500. Так больше ощущается полет, чем на высоте в 1000 м. Скорость полета около 50-60 км\ч. Удержать на высоте паралет непросто, как кажется с земли. Для управления движением в полете используются стропы – клеванты. И, соответственно, ручка газа, которой регулируется подача топлива: больше газа – мотор сильнее разгоняет, и высота набирается быстрее. Имеется переговорная экипировка, благодаря которой есть связь с коллегами. Во время подготовки оборудования к полету нередко подходят люди, видят необычную конструкцию, спрашивают, что это, как научиться летать. Но, к сожалению, немногие осмеливаются заняться парапланеризмом. Вместе с тем хочу сказать, что небо покоряют не только мужчины. Так, председатель ОО «Белорусская парапланерная Федерация» Светлана Маршалкович – настоящий профи в этом деле.


Лучше неба – только небо

– Удовольствие от полета, как и от других экстремальных увлечений, с чем-то знакомым сравнить сложно, нужно попробовать. Это нельзя передать словами... Столько эмоций! Кажется, что попадаешь как бы в другое пространство, иную реальность. К тому же каждый полет своеобразный, не бывает одинаковых – от этого еще больше тянет в небо, – делится Юрий Степук. – Не скажу, что не страшно, всегда думаю о своей жизни, о том как приземлюсь. Страшно всегда, но когда взлетел, тут уже другие чувства, совсем противоположные.

Семья – жена Марина Александровна, дочь Дарья и зять Антон, сын Павел, внучка Ксения – поддерживают увлечение Юрия Васильевича, относятся с пониманием и даже где-то с гордостью, хотя и очень переживают за родного человека.


И действительно, Юрию Васильевичу Степуку доставляет удовольствие то, чем он занимается. С какой любовью и увлечением он рассказывал во время нашего разговора о своем хобби, просто не передать словами.

К сожалению, я немного опоздала увидеть полеты своими глазами – наступила зима, и сейчас парапланерист не летает, но мы договорились обязательно встретиться весной. А вот во время разговора я узнала, что, наоборот, наша встреча была своевременной. Вчера, 8 декабря, Юрий Васильевич отметил свой 55-летний юбилей. Поэтому эта статья своеобразный подарок от нашей газеты юбиляру. Хочется искренне пожелать Вам, Юрий Васильевич, исполнения всех заветных желаний, крепкого здоровья и веры в себя. Благополучия, самореализации и успехов во всех начинаниях!


Справка «НЖ»

Парапланеризм – это экстремальный вид спорта, который с каждым годом набирает все большую популярность. Параплан, бесспорно, одно из самых гениальных изобретений человечества. Он позволил воплотить в жизнь тысячелетнюю мечту о полете. На сегодняшний день это наиболее доступный самостоятельный способ планировать на высоте нескольких тысяч метров подобно птице. Управление парапланом, в отличие от парашюта, происходит с помощью воздушных потоков. Этот летательный аппарат не имеет мотора, состоит из неподвижного крыла.

Паралет – это параплан с моторчиком, а правильнее – на моторной тяге! Паралеты относятся к сверхлегкой авиации, это воздушное судно на одно или два места. К аппарату прикреплено парапланерное крыло, которое надувается воздухом при взлете. Паралет имеет отличную маневренность, он мобильный и опасный. Паралет еще называют паратрайком. Мотопараплан может выполнить взлет с любого ландшафта, а паралету понадобится для этого ровная территория без ям.

Считается, что в Беларуси парапланеризм зародился в 1989 году, когда несколько энтузиастов сами сшили свои первые парапланы. В стране действует Белорусская парапланерная Федерация, которая в 2014 году насчитывала около 130 человек, сегодня – около 200.

Ольга Писар, «НЖ»
Фото автора и из личного архива Ю. Степука
«НЖ» в Telegram. Подписывайтесь!