Если уволен по дискредитирующим обстоятельствам

Если уволен по дискредитирующим обстоятельствам

Если уволен по дискредитирующим обстоятельствам

11 декабря 2024 311

Прокуратурой района в текущем году проведена проверка соблюдения требований законодательства при назначении лиц, уволенных по дискредитирующим основаниям, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности.


Основным нормативным документом, который регулирует правоотношения в указанной сфере, является Декрет Президента Республики Беларусь «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» от 15.12.2014 №5 (далее – Декрет). Он принят в целях повышения эффективности хозяйствования, совершенствования работы по подбору и расстановке руководящих кадров.

В пункте 6 Декрета перечислены 25 оснований увольнения лица, признаваемых дискредитирующими обстоятельствами. Из них наиболее распространенными являются однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей (прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы), направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий, вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы.

Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем исполкома, на территории которого расположена организация либо ее соответствующее структурное подразделение. Согласование приема на работу таких лиц осуществляется в соответствии с Положением о согласовании назначения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 №68.

Следует пояснить, что под руководящей должностью понимается должность руководителя организации любой формы собственности, его заместителя, а также должность иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности. Анализ полномочий и обязанностей по должности позволит определить, является ли она руководящей.

Только после получения письма о согласовании председателем исполкома работника на руководящую должность наниматель принимает его на работу. В противном случае такому лицу следует отказать в трудоустройстве на руководящую должность.

По результатам проведенной проверки установлено, что в 2024 году с нарушением законодательства назначены на руководящие должности три работника. Прокуратурой руководителям организаций вынесены предписания об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которых принятые на работу лица уволены с занимаемых должностей. Одно должностное лицо нанимателя привлечено к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка приема работников на работу.

Татьяна Волчёк, заместитель прокурора района

«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |

Instagram | YouTube | TikTok |