«Доктор, спасете меня?» Передовая войны с COVID-19

«Доктор, спасете меня?» Передовая войны с COVID-19

«Доктор, спасете меня?» Передовая войны с COVID-19

23 ноября 2021 2165

Другой мир – именно такими словами можно охарактеризовать ковидные отделения, где находятся пациенты, которым нужна помощь. Там, за дверью «красной зоны», медики ежедневно совершают подвиги и ведут борьбу за жизни людей. Они работают с полной отдачей и подвергают себя огромному риску, ведь самое главное для них – спасти своих пациентов. Побывала в «красной зоне» Новогрудской центральной районной больницы и своими глазами увидела работу медработников, а также поговорила с пациентами и медиками о том, как протекает болезнь и почему нужно прививаться.

В Новогрудской ЦРБ пациентов с COVID-19 принимают три отделенных больницы – инфекционное, терапевтическое и реанимация. Подхожу к двери ковидного отделения, под которое с началом пандемии переоборудовали хирургию. Большинство тяжелых больных с коронавирусом, которые сюда попадают, нуждаются в кислородной поддержке.

– Отделение начало принимать ковидных пациентов с первой волны. Хирургию быстро переоборудовали в отделение для больных коронавирусом, так как она больше подходила для их лечения. Здесь функционирует централизованная подача кислорода. В здании находится КТ и рентген-кабинет, что очень упрощает работу, – рассказывает заведующая отделением Леся Байко, которая встречает меня на входе. – В отделении, кроме меня, работает пять врачей, еще несколько заступают на дежурства. Также в «красной зоне» работает средний и младший медперсонал. A совсем недавно нам на помощь начали приходить медсестры из физиотерапевтического отделения. Они осуществляют контроль за непрерывной подачей кислорода.


Прежде, чем попасть в «красную зону», медперсоналу необходимо переодеться в специальные защитные костюмы. Комбинезон, бахилы, шапочка, респиратор, капюшон от комбинезона, защитный щиток-экран и пара перчаток – с непривычки процесс вызывает у меня трудности и занимает около 10 минут. Медики, которые мне помогают одеться в этот «скафандр», справляются гораздо быстрее и делятся так называемыми лайфхаками. Например, для того, чтобы рукава комбинезона не вылезали из перчаток, нужно сделать дырку под большой палец в рукаве и сверху натянуть перчатки.

Переодевшись, направляемся в «буферную» зону с кварцевыми лампами, которые очищают воздух. Пара мгновений – и от места, которое вызывает чувство опасности и тревоги, меня отделяют только двери с надписью: «Стоп! Красная зона! Вход без СИЗ запрещен!»
 – Проходите, вот тут начинается весь процесс, – помогает мне собраться с мыслями и побороть волнение Леся Владимировна. – На лечение в отделение поступают пациенты со средней степенью тяжести заболевания. Тяжелых направляют в реанимацию. Большинство больных – кислородозависимые, поэтому во всех палатах есть кислородные точки.

Идем по коридору отделения, которое рассчитано на 110 коек. Через приоткрытую дверь палат видно больных, на лицах которых кислородные маски. Из разных уголков отделения время от времени доносится хриплый кашель.

Вместе с заведующей отделением и врачом Екатериной Казак заходим в одну из палат. Здесь проходят лечение Иван Анисим и Владимир Теслюк. Оба на кислородной поддержке. Сразу замечаю, что мужчины лежат на животе с подложенными снизу валиками. Так называемая прон-позиция позволяет обеспечить наилучшую вентиляцию легких, улучшить кровообращение.

Екатерина Васильевна интересуется самочувствием пациентов и показывает мне бурлящий прибор на стене.

– Вот так выглядит кислород. Он проходит через дистиллированную воду, которая увлажняет его, и через трубку идет к пациенту. Это может быть носовая маска, назальная канюля (кислород поступает по специальной трубке) или маска с мешком, – рассказывает К. Казак. – Оба пациента большие молодцы и уже идут на поправку. Если и дальше так пойдет, скоро смогут отправиться домой.

Разговор поддерживает один из пациентов:
– Мне уже гораздо лучше. Спасибо Екатерине Васильевне и всему медперсоналу! Очень хорошо к нам относятся, – делится мужчина.
– Не надо меня хвалить, – смущается врач. – Лучшей благодарностью будет ваше выздоровление.
Отправляемся в следующую палату. На всех кроватях в отделении есть таблички с информацией о пациенте – фамилия, имя и отчество, возраст, дата поступления.
Подходим к пациентке, лежащей в кислородной маске с мешком. Такая маска дает двойную подачу кислорода. На всю палату слышно тяжелое дыхание женщины.

– Кислородная поддержка нужна пациенту, если уровень кислорода в крови меньше 94%. Если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к аппарату искусственной вентиляции легких. Такие пациенты лежат в реанимации, – продолжает Леся Байко. – Это тяжелая пациентка, которую мы лечим. Врачи приложили все усилия, чтобы она не попала в реанимацию.
– Доктор, вы меня спасете? – спрашивает пациентка. Видно, что говорить через маску ей очень трудно.
– Спасем! Вприпрыжку из отделения побежите! – убеждает пациентку врач.

Спрашиваю у медицинского персонала, не боятся ли они работать в «красной» зоне. Отвечают, что никогда не задумывались о риске, выполняют свою работу, так как нужно спасать людей. К тому же все работники отделения прошли вакцинацию от COVID-19, чего нельзя сказать о пациентах. Большинство больных, находящихся на лечении в стационаре, не привиты.
– Лекарств от COVID-19, к сожалению, пока не изобрели. И самым действенным способом в борьбе с этим вирусом является вакцинация. Но люди не понимают всей важности вакцинации. И не думают о том, что без надлежащего уровня вакцинации среди населения мы постоянно будем жить в ожидании бури. Ведь всплески заболевания будут продолжаться, – уверяет Л. Байко. – Все тяжелые пациенты, которые находятся у нас на лечении, жалеют, что не привились. Многие признаются, что тянули с вакцинацией из-за страха, но болеть, как оказалось, намного страшнее.

Тем временем заглядываем в следующую палату, в которой лежит пять женщин. Одна из них, Валентина Козлова, поступила сюда 16 октября. Все это время врач Елена Высоцкая и другой медперсонал отделения боролись за ее жизнь. Болезнь у женщины протекала очень тяжело, но медики ни на минуту не теряли надежды. Сегодня женщина уже учится дышать самостоятельно и скоро покинет больницу.

– Ей было очень тяжело. Лечение осложняло множество сопутствующих заболеваний – сахарный диабет, бронхиальная астма и многие другие. Но Валентина Федоровна – настоящий боец, как и все женщины в палате, –рассказывает Елена Викторовна. – Если бы пациенты обращались за помощью раньше, многих осложнений удалось бы избежать. А так некоторые лечатся дома, будучи уверенными, что у них обычная простуда. А потом попадают к нам, но уже в довольно тяжелом состоянии.

Все женщины в палате наперебой хвалят медиков, благодарят их за помощь, лечение... По соседству с Валентиной Федоровной лежит Лилиала Гусенцова. Пациентка рассказывает, что для того, чтобы вытянуть ее из лап коварной болезни, медикам понадобились импортные лекарства, которые были выписаны по решению консилиума. Особый акцент она делает на том, что все лечение и все медикаменты обходятся абсолютно бесплатно.

– Только попав сюда понимаешь, какая тяжелая работа врачей стационара, насколько они терпеливые, профессиональные, ответственные, гуманные люди, – делится женщина. – Никаких слов не хватит на то, чтобы отблагодарить наших спасителей.

Сейчас, по словам медиков, ситуация немного стабилизировалась. Если в октябре, в так называемый пик волны, в сутки поступало около 20 человек, то сейчас количество больных снизилось до 10. Но врачи добавляют, что расслабляться рано.

Посетив процедурную и еще несколько палат, я направилась к выходу. Здесь мне пришлось обработать руки в перчатках антисептиком, снять бахилы и комбинезон. Снова обработать руки и снять щиток, респиратор, шапочку, и только затем снять перчатки. Тщательно вымыв руки с мылом и обработав их, я смогла отправиться в привычный мир, где нет экипировки и стонов больных, но это «путешествие» навсегда останется в моей памяти.

Альбертина Юрчик:

– Я заболела 25 октября. Мы с мужем поехали в Минск к дочери. Там и подхватили коронавирус. Меня положили в 5-ю клиническую больницу, где я пробыла 5 дней. Муж 10 дней провел в 10-й клинической больнице. Видимо, нас немного не долечили, так как, приехав в Новогрудок, мы снова попали в стационар. Не могу сказать, что в минских больницах к нам плохо относились и лечили, но тут мне гораздо комфортнее. Наш врач и весь медперсонал такие внимательные, всегда приходят к нам в настроении, поддерживают добрым словом. А это делает лечение более эффективным. Сейчас, по словам врача, я иду на поправку. Но еще нахожусь на кислородной поддержке, самой пока дышать тяжело. Жалею теперь о том, что мы с мужем не сделали прививку. После болезни обязательно будем вакцинироваться.

Тамара Бобровская:

– У меня было поражено 35% легких. Лечение протекало очень тяжело. Две недели мне было очень плохо, но, благодаря Екатерине Васильевне, сегодня гораздо лучше. У меня появился хороший аппетит, стараюсь двигаться больше, могу самостоятельно сходить на процедуры, настроение тоже хорошее. Наш врач – исключительный человек, добрая, внимательная, отзывчивая, заботливая. Заходит в палату – и сразу легче становится. Еще к нам приходит дежурный врач Игорь Сокольник. Тоже очень внимательный. Он всегда шутит и находит слова поддержки. Хочу сказать спасибо врачам больницы и медицинскому персоналу, которые заботятся о нас и помогают побороть болезнь. Сейчас я жалею, что вовремя не сделала прививку от коронавируса, хотя и была такая возможность. Всегда находились какие-то хлопоты и занятия, поэтому и откладывала поход в поликлинику.

Валентина Козлова:

– Я приехала сюда 16 октября совершенно больная. Даже не знаю, где заразилась. Всегда использовала маску и перчатки, мыла руки. А потом раз, и – COVID-19. Мне уже 74 года и очень много сопутствующих болезней. Поэтому я даже не надеялась, что отсюда выйду. Но, благодаря нашему врачу, сегодня мне гораздо лучше. Она, в буквальном смысле этого слова, вытащила меня с того света. И я уже готовлюсь ехать домой. Учусь дышать без кислорода. И так счастлива, только бы вы знали. Я очень благодарна своему доктору, Елене Высоцкой, которая меня лечила. Очень пожалела, что не сделала прививку вовремя. Думала, что еще успею. Это ошибочное мнение дорого мне обошлось. Всем советую идти на вакцинацию. Это не так страшно, как болеть.


Карина Вальшонак, «НЖ»