Ностальгия об ушедшем времени последних жителей деревни Адамполь Новогрудского района

Ностальгия об ушедшем времени последних жителей деревни Адамполь Новогрудского района

Ностальгия об ушедшем времени последних жителей деревни Адамполь Новогрудского района

02 февраля 2020 3913

Проблема вымирания деревень не нова и характерна не только для нашей страны. Ни для кого не секрет, почему деревни пустеют – неперспективно для молодежи, проблемы с рабочими местами и т.д. У тех, кто так сказать «рожден в СССР», с деревней связано много ностальгических воспоминаний. Помните, как переживал главный герой фильма «Белые росы» Федор Ходос, которому нужно было переехать жить из родного деревенского дома в городскую новостройку? Возможно, современной молодежи не совсем понятно, почему щемящей тоской пронизано каждое слово последних жителей вымирающих деревень.

Все-таки время – беспощадный судья. Трудно поверить, что деревня Адамполь Новогрудского района – место, храняющее уникальную историю «передовой» деятельности представителей магнатского рода Хрептовичей (XIX – нач. ХХ вв.) – почти опустела.



Еще две сотни лет назад про Адамполь, как одно из лучших хозяйств Российской империи и самый прибыльный из фольварков магнатов, знали все. Это было цветущее место – многочисленные хозяйственные, промышленные и жилые постройки, парк, большой сад, пруды и артезианский колодец. Во время Первой и Второй мировых войн все пришло в упадок: некоторые здания были полностью разрушены, а в пустующих жили беженцы. В послевоенное время, когда здесь был открыт детский дом, жизнь в деревне вновь возродилась, но ненадолго…

Сегодня в Адамполе проживает всего три человека – Сергей Константинович и Александра Александровна Каратай, Александра Ивановна Караневская. Бывшие учителя спецшколы-интерната (в 1991 году учреждение было расформировано, сейчас здесь действует областной спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпиец») всю свою жизнь посвятили работе с детьми. Они знают здесь каждый уголок, каждое здание, гордятся историей населенного пункта. Но...с грустью вспоминают времена своей молодости. Тогда жизнь в Адамполе в прямом смысле кипела.






Сергей Константинович более 30 лет работал в Адампольской спецшколе-интернате (из них 22 года был директором учреждения), а после – еще 16 лет директором спортивного оздоровительного лагеря.



– Адамполь – бывшее владение Хрептовичей, – рассказывает С.К.Каратай. – Несмотря на войны, до сих пор здесь сохранились некоторые постройки: трехэтажное здание спиртзавода (1878), свинарник, одна мастерская – они сейчас нежилые. А в доме управляющего мы с женой живем в трех комнатах.

Я честно призналась хозяевам, что пока не вошла в дом, не верила, что здесь живут люди.




– Да, здание старое, но на наш век хватит, – заверил Сергей Константинович. – Это наш дом, а Адамполь – вся наша жизнь. Я живу здесь уже 62-й год, а жена – на пару лет меньше.

В 1955 году С.К.Каратай окончил Новогрудское педучилище, три года отслужил в армии и был направлен на работу в Адампольский детский дом.

–  В Адамполе проживало более 200 детей-сирот и около 80 человек взрослых (учителя, воспитатели, повара, техперсонал и др.), когда я приехал сюда. В здании спиртзавода был жилой корпус, в доме управляющего – учебный, – продолжает Сергей Константинович. – Детскому дому принадлежало 16 гектаров земли с садом, огородом. Взрослые и дети вместе выращивали овощи, растили животных (свиней, коров, лошадей). Почти всеми продуктами обеспечивали себя сами. Говорят, совместный труд объединяет – мы действительно жили очень дружно. Но педагоги часто менялись в связи с нерешенными жилищными проблемами. Позже детский дом был реорганизован в школу-интернат. В 1960-х гг., когда были построены новые учебный и спальный корпуса, столовая, баня, прачечная, небольшие жилые дома и др. – «текучка» кадров сразу прекратилась. В это время многие работники школы создали семьи, включая нас и Караневских.









Александра Ивановна Караневская переехала жить в Адамполь в 1962 году сразу после замужества. Работала в школе лаборантом, библиотекарем, воспитателем, вела уроки сельхозтруда и др. Муж был учителем трудового обучения. Когда его не стало 7 лет назад, Александра Ивановна осталась жить одна в частном доме за территорией лагеря. Она очень энергичный человек, до сих пор сама ухаживает за огородом.



– Участок небольшой, но работы хватает, – рассказывает А.Караневская, – нужно везде поддерживать чистоту и порядок.  Конечно, одной жить трудно, поэтому дети постоянно помогают. Сын часто просит переехать к нему, но я не привыкла жить, глядя в окно…



Александра Ивановна прочитала мне свои стихи, пронизанные грустью…

Я провела в Адамполе несколько часов – долго разговаривала с этими приятными людьми «из прошлого века». Удивительно, как точно мои собеседники помнят – историю учреждения, даты, даже имена и фамилии своих воспитанников и всех, с кем работали.

– Жизнь была непростая, но интересная, – с улыбкой на лице говорит Александра Александровна. – Если бы вы остались у нас на неделю, может бы и целую книгу написали.

Я подумала... Действительно, получилась бы хорошая книга. Я назвала бы ее «Время». Почему? Потому что часто только время все расставляет на свои места. Потому что в любые времена мы будем ценить людей с большим, полным любви сердцем, верных, надежных, преданных своему делу, слову, своей малой родине…

Татьяна Сазанович, «НЖ»