Потушить пожар, деблокировать пострадавшего при ДТП, помочь случайно закрывшемуся в квартире ребенку… 24/7 работники Министерства по чрезвычайным ситуациям готовы прийти на помощь каждому. Но кто скрывается за касками и «боевками»? Как проходит боевое дежурство и что спасатели делают, когда нет вызовов? О специфике службы узнали, побывав в пожарной аварийно-спасательной части №1 Новогрудского районного отдела по чрезвычайным ситуациям во время дежурства бойцов второй смены.
Современная экипировка и снаряжение, спецоборудование и автотехника для работы в различных чрезвычайных ситуациях. Пожарные из прошлого, несомненно, позавидовали бы нынешним спасателям МЧС. Однако, ничего из вышеперечисленного не может спасти человека. Это делают люди.
На территории Новогрудского района находится одна пожарная аварийно-спасательная часть (г. Новогрудок, ул. Минская, 89) и три пожарных аварийно-спасательных поста (ул. Советская, 77, аг. Бенин, д. Казенные Лычицы). Боевой штат – 54 спасателя, из которых 33 несут службу в ПАСЧ №1.
В каждом из четырех подразделений РОЧС – три смены (раньше их называли караулы), дежурство длится с 8 до 8 утра. Вот и получается, что у бойцов часть или пост – это второй дом, где они не только выполняют служебные обязанности, но и живут, сутки через двое.
Начало дежурства
7.45. Вторая смена, которая заступает на боевое дежурство, уже на месте. Первым делом знакомлюсь с исполняющим обязанности начальника дежурной смены Александром Стенько. Он среди бойцов самый опытный, в МЧС работает почти 27 лет.
Вдоль машин построились спасатели из обеих смен: заступающая – в боевой одежде и полной экипировке, сменяющаяся – в повседневной форме. Александр Николаевич уточнят состояние самочувствия бойцов и после фразы «Жалоб нет!» проводит подробный инструктаж по технике безопасности и проверяет готовность каждого работника.
Затем заместитель начальника РОЧС Андрей Першукевич оглашает сводку происшествий за прошедшие сутки по стране, области и району, озвучивает иную важную информацию.
Последний этап – детальная проверка техники и оборудования.
– Все должно быть исправно и готово к работе, – подчеркивает Александр Стенько. – Передача смены завершается только после того, как мы распишемся в служебных книгах. До этого бойцы, которые дежурили до нас, не имеют права уйти, ведь при поступлении вызова на ликвидацию ЧС отправится «старая» смена.
Тренировки – постоянно
Далее по распорядку – занятия. Они могут быть теоретические (в классе), или практические (база проведения зависит от ситуации, которая отрабатывается). Однако понаблюдать за тренировками в этот день мне не удалось: в РОЧС была объявлена тревога и, конечно, мне пришлось покинуть территорию части.
На следующее дежурство второй смены прибыла как раз перед отправкой бойцов на озеро Литовка. По расписанию – отработка спасения людей на воде. Едут не все, помимо Александра Николаевича еще четыре человека. Остальные остаются в части.
К МАЗу прикрепили спасательную лодку, загрузили специальные костюмы, в кабину отправляется и боевая форма.
– В случае поступления вызова, мы незамедлительно выезжаем на ЧС, поэтому, чтобы не терять время, экипировка постоянно при нас. В течение всей смены у меня всегда с собой портативная рация. Конечно, средства связи есть и в каждой машине, – поясняет Александр Николаевич и сообщает по рации, что расчет покидает часть. – Это обязательно, диспетчер должен знать, где находится техника и люди.
По прибытии – вновь доклад диспетчеру. Водитель остается на «боевом посту», т.е. в машине, а мы направляемся к озеру вместе с лодкой и иным необходимым оборудованием.
Лодку спустили на воду в течение нескольких секунд. Александр Стенько остается на берегу, строгим взглядом наблюдая за работой подчиненных. Отработка управления моторной лодкой и весельной, различных приемов спасения тонущего человека – все тренировки на скорость и по нескольку раз.
Позже в части мне показали, где проходят другие практические занятия. Есть у спасателей и дымокамера для отработки действий в задымленном помещении, и специальная площадка для поиска пострадавших в полной темноте, и здание для совершенствования навыков тушения пожаров в многоэтажках, и полоса препятствий. Кстати, пожарные рукава – ноша нелегкая. Под сильнейшим напором воды устоять на ногах без должной подготовки задача непростая, а управлять потоком, не сбиваясь с цели, – еще сложнее. Во время тренировок также отрабатываются приемы деблокирования пострадавшего при ДТП, проведения спасательных работ на высоте, оказание первой помощи пострадавшему и другие.
– Вне зависимости от чрезвычайной ситуации каждое действие бойца должны быть доведено до автоматизма, – обратил внимание Александр Николаевич, который не только руководит работой спасателей на месте, но и принимает непосредственное участие в ликвидации ЧС.
Мастера на все руки
После занятий – обед, едят быстро и по очереди. К слову, условия жизни в части, конечно, значительно отличаются от домашних и больше напоминают спартанские.
– Мы же не на отдыхе, а на службе, – говорит Александр Стенько, показывая мне бытовые помещения для приема пищи, сна, душевые и др.
Далее по расписанию – уход за техникой, аварийно-спасательным инструментом, пожарно-техническим вооружением.
– Оборудованию и технике – самое пристальное внимание. Все должно быть в исправном состоянии и чистым (никакой пыли, сажи и т.п.), – еще раз акцентирует внимание Александр Николаевич. – Машины – заправлены топливом и водой (это ответственность водителей), каждый инструмент – почищен, смазан и строго на своем месте.
На «вооружении» бойцов ПАСЧ №1 – пожарно-спасательная лестница длинной 30 м на базе автомобиля ЗИЛ-131 и три пожарно-спасательных МАЗа с автоцистернами вместимостью 20 т.
Включены в распорядок и хозяйственные работы. Уборка помещений и территории части, покос травы и обрезка кустарников, зимой – уборка снега, колка дров и обеспечение работы котельной. Бойцы все делают сами. По очереди каждый из них назначается дежурным на смену, а есть и так называемые парко-хозяйственные дни. В деле обеспечения быта сотрудники МЧС – мастера на все руки.
Дежурная служба
Пока спасатели заняты, иду в центр оперативного управления. В народе его называют «диспетчерская».
«Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?» – именно с этого приветствия начинается отсчет времени, в течение которого диспетчер должен выяснить детали происшествия, оценить потенциальную опасность ситуации и принять решение, какую технику и в каком количестве направить.
101 – служба спасения МЧС
112 – единый номер вызова экстренных служб
При вызове спасателей МЧС нужно сообщить:
что произошло и кому требуется помощь;
где произошла чрезвычайная ситуация;
ваша фамилия и имя, номер телефона.
! Трубку можно повесить только после того, как повесит диспетчер. И помните, что чем раньше вы позвоните, тем больше шансов на спасение людей и их имущества.
– Мы не только принимаем тревожные звонки, но и осуществляем координацию действий работников РОЧС, – говорит диспетчер Алина Макарова. – Одновременно мы можем принимать три телефонных звонка. Каждые четыре часа линия проверяется, чтобы убедиться, что с аппаратурой все в порядке. В зависимости от места возникновения ЧС по тревоге поднимается ближайшее подразделение: не только нашего отдела, но и из соседних районов.
Как рассказала диспетчер, в среднем в центр оперативного управления РОЧС поступает от 10 до 30 звонков в сутки. И только примерно десятая часть из них действительно по причине возникновения чрезвычайной ситуации или когда население нуждается в помощи спасателей. Часто возникают случаи, когда номер банально путают, пытаясь дозвониться в скорую, милицию или газовую, в таких случаях звонящего быстро переадресуют в нужную службу.
Не звоните в службу спасения МЧС просто так! Ложным вызовом можно задержать приезд спасателей к тем, кому действительно нужна помощь.
Все разговоры в экстренные службы записываются. А за заведомо ложный вызов предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Когда тревога…
Как говорят бойцы, трагедию нельзя предугадать, поэтому дежурство на дежурство не приходится.
– В этом году, в марте, был день, когда мы несколько раз выезжали на вызовы для ликвидации палов сухой растительности, – вспоминает Александр Стенько. – За годы работы в МЧС такое было впервые. Много вызовов поступает и во время природных бедствий. Например, в июле прошлого года, когда на район обрушился ураган. Но самое страшное, когда случается трагедия и погибает человек. Сколько бы лет не служил, привыкнуть к этому невозможно…
Работники МЧС идут и в огонь, и в воду на помощь другим, а их самих оберегает экипировка – прочная, водонепроницаемая и огнеупорная. Комплект спасательной формы – сапоги, куртка, штаны, пояс, подшлемник, каска и перчатки. «Боевка» одна – и на зиму, и на лето. Но это далеко не все. При себе нужно иметь аппарат на сжатом воздухе, фонари, кувалду, лом, другие приспособления и инструменты. Вес полной экипировки бойца составляет от 20 до 35 кг, при этом еще нужно быстро передвигаться и работать с оборудованием. Поэтому в боевом подразделении физически слабым людям не место – это работа для сильных мужчин, и, конечно, здоровых.
Для поддержания хорошей физической формы в ПАСЧ-1 есть тренажерный зал и открытая площадка для занятий спортом, соответствующие занятия включены в распорядок дежурных смен (проходят ближе к вечеру, когда все основные работы выполнены).
Во время моего нахождения в части дежурство второй смены прошло спокойно, без чрезвычайных ситуаций. Но о том, как сработать быстро и четко выполнить свои обязанности, говорили много. Так, по нормативу спасателям дается 40 секунд на то, чтобы отправится на боевой выезд. При этом 20 секунд отводится на надевание «боевки». Время прибытия расчета, конечно, зависит от расстояния до места ЧС и обстановки на дороге. Как правило, 1 км пути преодолевается за 1 минуту. Но может случиться и форс-мажор – например, обилие личного автотранспорта, загораживающего возможные пути проезда к многоэтажке.
Бойцами Новогрудского РОЧС совершено выездов: за 2024 год – 833, за 5 месяцев этого года – 292.
Из них: ликвидация палов сухой растительности, лесные и торфяные пожары – 11 в 2024 г. (49 за 5 мес. 2025 г.), в связи с возгоранием мусора и еды на плите – 42 (18), на пожары – 43 (31), ликвидация гнезд жалоносных насекомых – 99 (6), по сработке сигнала «Молния» – 149 (42), оказание помощи населению и организациям – 238 (32), иные – 227 (103), оказались ложными – 24 (11).
– «Молния» – это система передачи извещений о ЧС, которой оборудованы детские сады, школы, колледжи, дома престарелых и инвалидов, больницы, крупные предприятия и другие объекты, – поясняет Александр Стенько. – Приходим на помощь людям из-за неожиданно захлопнувшейся двери, сдавившего палец кольца, оставленной на плите еды и т.д. «Снимите котенка с дерева», – такие просьбы тоже поступают, но на них не выезжаем. Мы занимаемся случаями, когда есть угроза для жизни людей. Кот на дереве – это не чрезвычайная ситуация.
И это правильно. Ведь пока на таком вызове будут задействованы люди и техника, где-то может произойти пожар, а огнеборцы не смогут вовремя прийти на помощь. Уверена, даже если животное в какой-то момент «запаниковало», то потом обязательно слезет само. К сожалению, не все жители района это понимают.
А еще оказалось, что спасатели МЧС – немного суеверные люди. Например, бойцы стараются избегать мытья проблесковых маячков, ведь, как показывает практика, сразу поступит вызов о ЧС. По той же причине, прощаясь, друг другу руки они не пожимают.
Это командная работа!
Во время любой чрезвычайной ситуации бойцы и диспетчер находятся на прямой связи. Сотрудник ЦОУ полностью контролируют ход спасательной операции: прибытие, масштаб бедствия, необходимость эвакуации. И еще...
Всякий раз выезд к месту происшествия осуществляется в тесном взаимодействии с другими оперативными службами. Так, на каждый пожар диспетчер вызывает «скорую помощь». А сотрудники ГАИ обязательно вызовут спасателей, если пострадавший в ДТП не может выбраться из автомобиля самостоятельно.
Но особенно важно – взаимодействие внутри пожарно-спасательного подразделения. Когда между бойцами есть взаимопонимание и доверие, когда каждый ответственно относится к своим обязанностям и поручениям, то этот коллектив – настоящий, боевой.
Такие «команды», в том числе и вторая дежурная смена пожарной аварийно-спасательной части №1, – как одна семья, большая и дружная. Плечом к плечу они мужественно сражаются со стихиями и бедствиями, помогают людям в беде, но так неохотно об этом рассказывают. И понятно почему. Это в фильмах мы видим романтизированные образы геров-спасателей, в реальности же – это постоянное напряжение в ожидании вызова, тяжелый труд на ЧС и страх не успеть…
От автора
Несмотря на то, что я – человек посторонний, приняли меня очень хорошо. Все бойцы спокойно отнеслись к моему любопытству, бесконечным вопросам и хождению за спасателями буквально «по пятам». Спасибо всем большое за терпение и понимание!
И, кстати, описывая коллектив, я ничуть не приукрасила, вторая смена ПАСЧ-1 – действительно очень дружная. А еще серьезная, когда речь заходила о работе, и веселая, если говорили о жизни.
Конечно, в рамках одного материала передать досконально все особенности службы просто невозможно, поэтому многое осталось «за кадром». Но я уверена, те, кто пришел в МЧС не по призванию, надолго не задерживаются. Служить остаются действительно фанаты своего дела.
Конечно, как журналисту, мне хотелось показать напряженность работы бойцов. С другой стороны… Слава Богу, что ничего опасного не произошло. Почаще бы нашим спасателям выпадали такие спокойные дежурства.