
Но прежде чем ответить на этот вопрос, Александра Николаевна рассказала историю своей жизни и становления.– У каждого человека есть определённый ориентир при выборе профессии, на который он равняется, – начала она. – Это может быть кто угодно – родственник, сосед, книжный герой. Для меня примером для подражания стала моя тётя Ульяна Васильевна Ласькова, которая в послевоенное время приехала с мужем преподавать в Западную Белоруссию. Она была учительницей начальных классов, муж – математик. В их семье выросли хорошие дети. Её дочь тоже стала учителем и преподавала в Горьковской сельскохозяйственной академии.
Окончив Ладеникскую восьмилетку, Александра поступила в Волковысское педагогическое училище, а затем в Минский пединститут на исторический факультет.
– Почему именно история? Этот предмет вела замечательный преподаватель Татьяна Павловна Шигарева, которая сумела увлечь меня историей, – объясняет Александра Варава.
Молодая учительница долгое время работала за пределами Новогрудского района, а затем вернулась в родную деревню с семьёй и была назначена директором Ладеникской базовой школы.
– Школа располагалась в старом деревянном здании, построенном сразу после войны, – вспоминает моя собеседница. – Помню, как мы обрадовались, когда было принято решение о строительстве нового, современного здания, отвечающего требованиям времени, – со спортзалом, столовой, уютными классами. С лёгкой руки и с помощью руководителя местного хозяйства Виктора Константиновича Прохоревича началось строительство, и уже в 2000 году школа была сдана в эксплуатацию.

Александра Николаевна отмечает, что ей очень хотелось, чтобы деревенские ребята получали прочные знания, могли конкурировать с выпускниками других школ и гимназий и поступать в избранные учебные заведения. Благодаря тому, что педагогический коллектив был по-настоящему профессиональным, подготовка учеников проходила на высоком уровне. Леонид Платонович и Софья Антоновна Груша, Елена Михайловна и Николай Иванович Гальцовы, Нина Кузьминична Шапель – она с уважением перечисляет имена своих коллег, которым безмерно благодарна за работу и поддержку. В этот период Ладеникская школа активно развивается в этнонаправлении.
– Этношкола – это приобщение детей к своим корням, углубленное изучение истории края, знакомство с культурным наследием. Мы старались работать на местном этноматериале. Встречались со старожилами, записывали их воспоминания, рассказы, изучали обряды, местные ремёсла. Было открыто отделение детской художественной школы, а в расписание были включены такие предметы, как основы сценической речи, основы актёрского мастерства, музыкально-театральные игры, – продолжает Александра Варава. – Словом, за годы работы в статусе этношколы сложилась образовательная и воспитательная модель, основанная на лучших традициях национальной культуры. Поэтому для меня история и культура всегда шли рука об руку.
– А работать в сфере культуры я стала совершенно неожиданно, – улыбается Александра Николаевна. – Можно сказать, выбор за меня сделала моя бывшая коллега Людмила Пелудь, которая уже работала в краеведческом музее и предложила мне попробовать себя в качестве научного сотрудника. С первых же шагов меня увлекло это дело, и история Новогрудского края открылась совершенно с другой стороны.
– Все этапы жизни Новогрудского края с древнейших времён стали для меня открытием, я по-новому взглянула на историю людей, сыгравших важную роль в становлении нашей государственности. Еврейская тема стала отдельным открытием, и погружение в неё накладывает на меня ответственность за то, что говорю. Я хочу, чтобы тот ужас, который пришлось пережить людям во время Великой Отечественной войны, больше никогда не повторился, – признаётся она.В музее много направлений работы, и обновление музейной экспозиции – лишь одно из них. Проведение экскурсий, научная работа, подготовка публикаций, организация мероприятий – поле деятельности довольно широкое и разнообразное.
Говоря об экспозиции музея, Александра Николаевна отмечает, что сейчас разрабатывается новая концепция оформления зала, посвящённого периоду 1919–1939 годов. Выбор темы непростой, ведь необходимо раскрыть содержание исторических событий, происходивших на территории Новогрудчины в тот период. Она убеждена, что всё получилось, и в конце этого года обновлённый зал будет доступен посетителям музея.
Отдельное направление деятельности – реализация проектов. Один из них называется «Это надо не мёртвым, это надо живым» и раскрывает историю Новогрудского гетто. Проект реализуется при активном участии молодёжных организаций и учащихся военно-патриотических классов. Александра Николаевна убеждена, что совместные мероприятия – лучший способ воспитать у молодёжи патриотизм и гордость за свою страну – Беларусь. А в рамках проекта «Семья за чаем» в неформальной обстановке проходят встречи с интересными людьми. Борис Шагидевич и Галина Митлашук уже участвовали в таких встречах, делясь с молодёжью своим богатым жизненным опытом. Сейчас ведется работа над новым проектом, посвящённым гражданско-патриотическому воспитанию школьников через музейную педагогику. Планируется проводить совместные уроки со школами города.
Александра Варава работает в музее второй год. За этот сравнительно небольшой срок она убедилась, что ей повезло с коллективом.
– Сегодня я работаю с людьми, для которых не существует слова «нет», – говорит она. – Экскурсии, конкурсы, выставки – любая инициатива находит поддержку и развитие. Каждый сотрудник работает с полной самоотдачей, честно и качественно, заслуживая искренней благодарности.

Особые слова признательности Александра Варава адресует начальнику отдела культуры райисполкома Марине Шабанович и признаётся, что именно поддержка такого опытного специалиста, как Марина Константиновна, помогла ей понять и полюбить музейное дело.
«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok |








