Мнения. Комментарии. Блоги.

Чтение – не мучение!

Чтение – не мучение!

31 Января 2021 984

В нашей жизни существуют утверждения, в истинности которых никто не сомневается. Мы точно знаем, что земля вращается вокруг солнца. Что параллельные прямые не пересекаются. Что мелодии складываются из нот, а слова – из звуков и букв. Всё это сформулировано и доказано давным-давно. Однако в нашей современной жизни появилось ещё одно утверждение, не вызывающее никаких сомнений: современные дети не любят читать.

Если у кого-то в семье есть малыши, то они наверняка согласятся со мной: совсем крохи книги всё-таки любят. Они с удовольствием рассматривают яркие странички «малышковых» изданий и часто просят маму: «Почитай мне». Однако для ребенка восприятие чтения на слух - это достаточно сложный процесс: ему нужно вслушаться, представить, понять …. Поэтому большинство ребятишек, сидя на маминых коленках и слушая сказку, на самом деле мало что слышат. Для них процесс чтения - это по большей части возможность побыть рядом с мамой, послушать её голос, биение её сердца. И пока мама читает про Золушку, маленький человечек может мысленно перенестись на детскую площадку или в свой выдуманный мир. Поэтому очень важно, читая дошколятам, останавливаться, задавать вопросы, обсуждать поведение героев, просить пересказать коротенькие отрывки. Только так чтение станет действительно эффективным и принесёт максимальную пользу.


Повторюсь, дети-дошкольники в большинстве своем любят книги, потому что книга ассоциируется у них с мамой. А вот у школьников дела с чтением обстоят гораздо печальнее. Как только родители говорят: «Теперь ты взрослый, буквы знаешь, поэтому будешь читать себе сам», - у многих желание открывать книгу мгновенно испаряется. Причин для такой «нелюбви» немало, но мне хотелось бы остановиться на самых, с моей точки зрения, очевидных.

Во-первых, современных детей начинают обучать чтению слишком рано. Чтобы похвастаться перед знакомыми: «А мой Петя уже сам «Репку» читает», - ретивые мамы чуть ли не с пелёнок начинают показывать малышам буквы. А зря. Безусловно, ребенка можно научить читать и в четыре, и даже в три года, но грош цена такому чтению. Это будет бессмысленное механическое проговаривание слов, без всякого понимания прочитанного. Потому что пока не сформировано абстрактное мышление, человек просто не в состоянии читать осмысленно, вдумчиво и с удовольствием. Это всё равно что дать мне прочесть сложную химическую формулу: прочитать-то я худо-бедно смогу, но пойму ровно ноль процентов. К тому же такое раннее обучение имеет одно опасное последствие. Ребенок младше пяти лет тратит очень много сил, энергии на формирование навыка чтения. И из-за этого у него на всю жизнь закрепляется установка, что чтение – это невероятно тяжелое занятие, настоящее мучение, которым я по доброй воле заниматься не хочу и не буду.


Во-вторых, настоящая проблема – это качество современных книг. Магазинные прилавки пестрят красочными изданиями, которые сами просятся в руки. Это могут быть комиксы или истории о роботах, ведьмах, лошадках, куклах и прочих героях нынешнего подрастающего поколения. Или произведения известных сказочников в сильно сокращенном варианте. Беда в том, что все эти книги написаны примитивным бедным языком или изданы в отвратительном переводе. Простые предложения из 5-6 слов, сплошное повествование без описаний и рассуждений, слова, понятные даже двухлеткам, тавтология… С помощью такого книжного фастфуда просто невозможно расширять словарный запас, формировать богатую речь, развивать мышление и воображение.

И вот такой ребенок, с рождения замученный буквами и воспитанный на книжном ширпотребе, приходит в школу и открывает учебники. А там правила, написанные сложным научным языком, параграфы, усыпанные терминами. Мозг ребенка просто не готов воспринимать такие тексты. Детям очень трудно все это понять, осмыслить, запомнить. А все, что дается непросто, непросто и полюбить.


Классическую литературу нынешние школьники воспринимают как сущее наказание. Потому что классика - это чересчур сложно, сплошь длинные предложения, мудрёные эпитеты и метафоры, нужно вчитываться, вдумываться, размышлять. Знаю из собственного опыта: если по внеклассному чтению задано прочитать два рассказа, то теперь даже отличники прочитают ровно два, но больше – для себя, для интереса - ни за что. Вы где-нибудь видели современного мальчишку, который зачитывается «Тремя мушкетерами»? Или девочку, кладущую под подушку томик стихов Есенина? Я - нет. Зато сплошь и рядом вижу детей, которые с начальной школы занимаются с репетиторами, потому что самостоятельно не могут осилить школьную программу.

В наш век гаджетов, ютуба и блогеров привить ребенку любовь к чтению – это непростая задача и огромный труд. И эта ответственность целиком ложиться на плечи родителей. Помогите своим детям полюбить книги. Предлагайте литературу, проверенную временем, желательно ту, которую сами любили читать в детстве. Знакомьте с книгами разных жанров: детская фантастика, приключения, детективы, биографии известных людей... Обязательно следите за тем, каким языком написана книга, и не тратьтесь на пёстрый книжный примитив. Будьте для своих детей примером: читайте сами, в том числе вслух, обсуждайте прочитанное. Потому что и в наше время книги по-прежнему остаются наилучшим способом заострить ум и смягчить сердце.

Н. Курьян, kuryan-natalya@mail.ru

Фото из открытых источников