Копил деньги год, а поездка сорвалась из-за коронавируса. Как вернуть деньги за несостоявшийся тур

Копил деньги год, а поездка сорвалась из-за коронавируса. Как вернуть деньги за несостоявшийся тур

29 апреля 2020 706
По подсчетам туроператоров, в прошлом году за границей отдохнули около миллиона белорусов. Сейчас из всех морей доступным остается только Минское. Как вернуть деньги за оплаченный авансом отдых и велики ли шансы получить всю сумму? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с юристом Минского общества потребителей Полиной Аверьяновой.
Копил деньги год, а поездка сорвалась из-за коронавируса. Как вернуть деньги за несостоявшийся тур
— Полина, обращений по этим вопросам много?
— Не столько письменных обращений или визитов, сколько звонков. Многие бронировали отдых еще в конце прошлого года, особенно туры в Европу. Массовые отказы от поездок пошли как до закрытия границ, так и в момент введения карантина. Некоторые турфирмы идут навстречу и даже обещают вернуть все деньги, хотя срок возврата не указывают. Дело в том, что в законодательстве он не оговорен. Ни в каком правовом документе нет четкого определения, что в случае форс-мажора исполнитель должен вернуть деньги в конкретный срок. Насколько я владею ситуацией, Республиканский союз туристических организаций (РСТО) обратился к правительству с просьбой предоставить туроператорам до 31 декабря 2020 года право отсрочки по исполнению обязательств по ранее заключенным договорам с туристами. Причем по мере развития ситуации с коронавирусом этот срок может быть продлен или остановлен. Позицию РСТО понять можно. Складывающаяся обстановка ставит турфирмы на грань банкротства. Новых клиентов нет, а прежние требуют вернуть всё и сразу. Откуда возьмутся деньги?

— Но мне, как туристу, нет дела до чужого банкротства! У меня деньги тоже не лишние. Я их копил полгода-год, заплатил авансом за услуги и теперь должен ожидать почти год, чтобы получить обратно.

— Если фирма обанкротится, шансы получить хоть что-то довольно призрачные! Поэтому в данном случае еще хорошо, когда туроператор обещает вернуть все деньги, пусть даже срок не оговорен. Другое дело, что часть внесенной вами суммы может быть уже потрачена на приобретение авиабилета, трансфер, места в отеле и так далее.

— То есть этих денег я не получу?

— Не все так однозначно. Действительно, если в обычной ситуации вы обратитесь к туроператору с заявлением о расторжении договора, он вправе взыскать с вас понесенные расходы. Это прописано как в Гражданском кодексе, так и в законе «О правах потребителя». Но… Мы имеем дело с ситуацией необычной, фактически форс-мажором. И здесь, я считаю, применима статья 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь «Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств». А это уже совершено иная плоскость правовых отношений. Вы расторгаете договор не из-за собственной прихоти, а в силу существенно изменившихся обстоятельств. Поэтому, согласно указанной статье, вправе рассчитывать на справедливое распределение расходов, понесенных туроператором. Что означает «справедливое»? Можно предположить, 50 на 50. То есть половину — вы, половину — фирма.

— Турбизнес, как и любая предпринимательская деятельность, осуществляется на свой страх и риск с возможностью понести убытки. Может, справедливой будет иная пропорция?

— Судебной практики по таким делам нет, она только формируется. Поэтому говорить о том, какое конкретно распределение расходов следует считать справедливым, не приходится.

— Полина, как все-таки туристу вернуть деньги?

— Поскольку каждый случай индивидуален, опишу лишь общий алгоритм действий. Если вы решили аннулировать тур, начинать следует с соответствующего заявления. Подробно опишите причину отказа. Например, в стране пребывания действует карантин или режим чрезвычайной ситуации. Хотя пандемия коронавируса — также основание для отмены тура. Вы ведь не могли ее предвидеть во время заключения договора. Заявление следует отнести лично и убедиться, что оно зарегистрировано надлежащим образом. И обязательно сфотографируйте штамп о регистрации и его дату. Если не получается прийти самому, отправьте заказным письмом с простым уведомлением. Ответ турагентство должно дать в течение 14 дней. Возможно, вам письменно гарантируют возврат всей суммы. А возможно, предъявят к выплате какие-либо расходы. Но знайте: простое их перечисление не пройдет. Подтверждением расходов считаются только платежные документы, и вам их должны предоставить. И смотрите на даты. Все платежи должны быть сделаны до регистрации вашего заявления, а не после. Дальше решать вам. Если не согласны с суммой вычета, то ее можно оспорить в суде на основании статьи 421 Гражданского кодекса.

minsknews.by