Шашлык на шпажке, кебаб и котлета с рикоттой. Почему не смотря на вкусное и полезное питание в учреждениях образования, школьники Новогрудчины все ровно болеют?

Шашлык на шпажке, кебаб и котлета с рикоттой. Почему не смотря на вкусное и полезное питание в учреждениях образования, школьники Новогрудчины все ровно болеют?

Шашлык на шпажке, кебаб и котлета с рикоттой. Почему не смотря на вкусное и полезное питание в учреждениях образования, школьники Новогрудчины все ровно болеют?

27 Января 2020 380

Очки, корсет для коррекции осанки, лечебная диета – как получить аттестат об окончании школы и не «заработать» букет болезней, знает только 15% выпускников. Мы продолжаем разговор о школьных болезнях. В центре внимания на этот раз заболевания пищеварительной системы.


Болезни органов пищеварения относятся к числу наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста, – рассказывает районный педиатр Новогрудской центральной районной больницы Ольга Гиз. – За последние 20 лет распространенность гастроэнтерологических заболеваний у детей выросла на 30%. Всего на диспансерном учете в детской поликлинике с такими болезнями, как гастрит, дуоденит, грыжа, панкреатит и другие стоит более 200 детей. В 30-40 % случаев хронических патологий пищеварения у школьников выявляется наследственность – то есть болеет кто-то из родителей и близких родственников. Такие факторы, как нарушение режима питания, несбалансированное питание, неправильные пищевые привычки и вкусы, стрессы, малоподвижный образ жизни, ухудшение экологической обстановки создают «благоприятные» условия для роста заболеваний пищеварительного тракта у школьников.


О вкусах не спорят?

Питание – это тема, которая в современном обществе рождает множество споров: начиная от вреда определенных продуктов (соль, специи и т.д.), заканчивая системой питания в целом (традиционная, вегетарианство и др.). С одним поспорить невозможно – здоровье человека напрямую зависит от баланса между количеством и качеством пищи. Тем более если речь касается детей, которым для правильного роста и развития необходим «строительный» материал (белки, жиры, углеводы, витамины и минералы).

Вопросам здорового питания школьников в учреждениях образования уделяется большое внимание (иногда даже большее, чем в некоторых семьях).

Всегда с грустью наблюдаю, когда дети покупают в магазинах чипсы, кириешки и газировку. Я поговорила с одной девочкой. Оказалось: такие «вкусняшки» она приобретает каждый день за карманные деньги.

Процесс организации здорового питания в школах включает в себя целую цепочку действий – начиная от правильной транспортировки продуктов, их хранения до процесса приготовления и подачи блюд детям, – отмечает директор ОАО «Новогрудский Комбинат школьного питания» Валентина Бондарь.Мы тщательно следим за тем, чтобы на каждом из этапов были соблюдены все требования санитарно-гигиенических норм и правил. Горячее питание осуществляется на основе примерных двухнедельных рационов, в которых учитывается возраст учащихся, требования к потреблению пищевых веществ и энергии, сезонность. Ребенку в школе не подадут копчености, мяса дикой птицы, специи, жареную во фритюре пищу, которая содержит канцерогены и др. Давно исключены из использования алюминиевые вилки, пластмассовые стаканы – у нас фарфоровая посуда и посуда из нержавеющей стали. Во всех пищеблоках есть необходимое оборудование: пароконвектоматы, холодильные и морозильные камеры, слайсеры для нарезки продуктов, хлеборезки, посудомоечные машины и др. А в столовой средней школы № 7, где за один перерыв питается более 200 учеников, есть даже устройство для подогрева тарелок, позволяющее максимально сохранить температуру подачи блюд.






Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Для того, чтобы посмотреть, как готовят полезную еду для школьников, и спросить у детей, нравятся ли им эти блюда, я посетила столовую средней школы № 7.

В прошлом году здесь был модернизирован пищеблок: расширено пространство, закуплено современное оборудование.

Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается не только на показателях физического развития и заболеваниях школьников, но и на их успеваемости, – отмечает директор школы Ольга Хитро.Интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) у детей должны составлять не более 4 часов. Ученик в школе в зависимости от возраста проводит от 4 до 7 часов в сутки. Соответственно, минимум один раз за это время он должен съесть горячую пищу. Мы делаем все, чтобы те блюда, которые подают в столовой, детям нравились. Меню составляется так, чтобы еда была не только полезной, но вкусной и разнообразной. Одно и то же блюдо, например, может повторяться только два раза в неделю. Бывает, какие-то блюда дети едят с меньшим удовольствием. В таких случаях мы говорим с работниками комбината школьного питания о необходимости их замены. В школе также организовано диетическое питание для учащихся с различными заболеваниями органов пищеварения, сахарным диабетом и др. Благодаря действующей в учреждении системе питания на выбор, дети сами определяют комплексы, которые будут есть завтра. В столовой также работает буфет, где всегда есть свежие смаженки, булочки, слойки с разной начинкой и другая продукция, произведенная в нашем хлебопекарном цехе.





Я поговорила и с младшими школьниками, и со старшеклассниками. Дети рассказали, что в школьной столовой кормят вкусно, как дома. Особенно всем нравится шашлык на шпажках, кебаб и котлета с рикоттой. Я, к своему стыду, впервые от детей услышала про кебаб. А вы готовите дома такие блюда?

Завтрак съешь сам

В школе, как мы убедились, питание соответствует потребностям детского организма. Но очень важно, чтобы и дома родители прививали детям правильные привычки. Поесть утром – одна из самых главных, считают врачи.

Завтрак – это первый прием пищи после достаточно длительного голодания организма (ночного сна), – рассказывает Ольга Гиз.Для детей завтрак более важен, чем для взрослых. Если ребенок долгое время не ест, могут возникнуть функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Но больше всего страдает физическая активность и нервная деятельность. Особенно если учитывать, что сейчас у детей умственная и психо-эмоциональная нагрузка очень высокая. При недостатке глюкозы могут возникать слабость и сонливость, страдает сообразительность. Питаться в школьных столовых дети начинают после второго урока, поэтому я бы рекомендовала родителям всегда кормить своего ребенка перед тем, как отправить его на занятия. На завтрак можно съесть, например, кукурузные или овсяные хлопья с молоком и кусочком сыра, омлет, блины с творогом и др.

Помните: Мы – то, что мы едим. Рациональное сбалансированное питание – залог крепкого здоровья ваших детей.

Татьяна Сазанович, «НЖ»