Говорим правильно. Районный логопед рассказывает, как быстро выучить буквы с ребенком

Говорим правильно. Районный логопед рассказывает, как быстро выучить буквы с ребенком

Говорим правильно. Районный логопед рассказывает, как быстро выучить буквы с ребенком

12 мая 2020 2629

Перед родителями часто встает вопрос: как быстрее всего выучить с  ребенком буквы? Самый простой способ – это повесить плакат с алфавитом на стену и регулярно озвучивать его ребенку… Чаще всего такой метод не работает: многим деткам очень быстро становится скучно, и они просто «сбегают» от таких занятий. Если вы попали в такую ситуацию – не отчаивайтесь! Существует множество веселых игр на изучение букв, которые обязательно понравятся вашему ребенку!

Научить ребенка узнавать и правильно называть буквы, как комбинации разных элементов, соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи – основные задачи, которые стоят перед взрослыми.

Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут игры с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.

Игра «Растишки» (для детей 4-5 лет) направлена на развитие зрительного восприятия, графомоторных навыков. Вам понадобятся полоски бумаги, размером примерно 10x20см, карандаш, ручка, фломастер.

С левой стороны по горизонтальной линии напишите маленькую букву. Затем  постепенно увеличивайте ее размер – и так до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа. Расскажите ребенку, что так «буква растет». Предложите ему самому «вырастить» какую-нибудь букву. Если ребенок не может увеличивать размер буквы постепенно, сбивается на меньший размер, помогайте ему устными инструкциями: «А следующая буква чуть-чуть повыше», «Теперь еще чуть выше», «Снова буква повыше...»

Игра «Ремонт» (для детей 5 лет) поможет вашему ребенку научиться узнавать буквы по элементам. Вам понадобятся бумага (альбом, блокнот, тетрадь, листы), цветные карандаши или фломастеры. Напишите буквы с отсутствующими деталями. Расскажите ребенку, что они поломались и попросите дописать (починить) их. Обязательно спрашивайте, какая буква получилась.


Игра «Зеркальные буквы» (для детей 5 лет) отлично развивает зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Для игры вам понадобятся карточки одинакового размера (примерно 5х10 см) с написанными буквами в правильном и зеркальном изображении.

Выложите перед ребенком пару карточек с изображением одной и той же буквы. Предложите выбрать правильную букву. Организуйте самостоятельную проверку выполнения задания ребенком: дайте ему возможность сравнить выбранную букву с буквами из «Азбуки».  Спрашивайте, как называется буква.


Игра «Буквы-загадки на спине» (для детей 5 лет) помогает развивать образное мышление, тактильные ощущения, закрепляет графический образа буквы.

«Напишите» на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.

Игра «Буквы играют в прятки» (для детей 5 лет) развивает зрительное внимание, фонематическое восприятие. Вам понадобятся набор букв «Азбука» и предметные картинки. Для одной игры достаточно 5-7 букв. Из них – не более 3 новых для ребенка.

Все буквы спрячьте под картинками так, чтобы остались видны только их небольшие фрагменты. Скажите ребенку, что буквы играют с ним в прятки и попросите отгадать по видимой части, что это за буква. Для определения новых букв можно располагать их  под «специальными» картинками. Например: букву М можно спрятать под картинкой,  на которой изображена  муха, букву Ш – за шапкой , букву К – за картинкой с изображением кота и т.п.


Игра «Волшебный мешочек» (для детей 4-5 лет) развивает тактильные ощущения (угадывание буквы на ощупь), формирует умение придумывать слова на заданную букву.

Для игры вам понадобятся набор пластиковых букв и мешочек из ткани или темный целлофановый пакет. В мешочек сложите известные ребенку буквы: предлагайте вынимать буквы по одной, отгадывать их на ощупь, придумывать слово, которое начинается на эту букву. Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 3.

Играйте и результат не заставит Вас ждать!

Инна Шафар,

районный логопед Новогрудской ЦРБ,
учитель-дефектолог яслей-сада №7 г. Новогрудка