Гордится прадедом

Гордится прадедом

19 марта 2020 1857

Ученик 6 класса ГУО “Петревичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа” Павел Мантуш вместе с педагогом-организатором Зоей Александровной Бузук подготовил материал про своего прадеда И.П. Гриня. Свой рассказ парень послал на республиканский конкурс “Никогда не забудем: внуки о войне”. С ним занял первое место в областном конкурсе. Поделиться воспоминаниями о своем прадеде Павел решил и с читателями нашей газеты.

Материал из архива редакции (16 мая 2015 г.)

5454

У моей мамы есть небольшой архив, в котором хранятся семейные реликвии. Его начала собирать еще ее бабушка. Среди этих реликвий есть старый семейный альбом с пожелтевшими от времени фотографиями. С самого детства я очень любил рассматривать этот альбом. Особенно меня интересовали фотографии военных времен. Когда я спрашивал у мамы: кто на этих фотографиях, она отвечала, что это мой прадед, которым я могу гордиться. Когда я немножко подрос, мама рассказала мне о нем.

878 777 21

Для моего прадеда Ивана Павловича Гриня война началась так, как и для многих жителей западных районов. Тишину летнего утра нарушил гул вражеских самолетов, что летели на восток. Комсомольцев деревни Навины срочно пригласили в сельский совет и поручили немедленно разнести повестки военнообязанным о призыве в действующую армию.

Иван сбился с ног. Он бегал из деревни в деревню, с хутора на хутор. А через два-три дня ему сказали: “Немцы идут, надо отступать”. Иван Гринь пообщался с одним, вторым комсомольцем, и боевая семерка молодых людей двинулась на восток.

По дороге не раз видел, как черные самолеты с фашистской свастикой сбрасывали бомбы на беженцев, на окрестные деревни. Скорее бы получить винтовку, влиться в ряды воинов, чтобы уничтожить убийц! Но такое счастье для Ивана Павловича представилось только осенью 1941 года.

Когда юноше сообщили, в какую часть его зачислили, то у него сильно защемило сердце. Сапер, минер... Здесь нужны винтовка, пулемет, чтобы косить проклятых фашистов. Но пожилой солдат успокоил парня:

– Не волнуйся, брат. Увидишь такое, что всю жизнь будешь помнить.

Скоро фронт. Немцы далеко продвинулись на восток. Но погнали их от Москвы, активизировалось наступление. Вот здесь и начались первые боевые будни для Ивана Гриня, прежде всего ночные действия. Для наступающих войск надо было очищать проходы от мин. Когда наступал мрак, тихонько подкрадываясь, на нейтральную полосу ползли саперы. Они находили и обезвреживали мины, чтобы дать проход для танков и пехоты. Легко об этом говорить, а как трудно было делать. Как только фашисты замечали движение, сразу передний край освещался ракетами, разноцветными трассирующими пулями. Начинали бить минометы, артиллерия. В этих условиях нужно было находить и обезвреживать мины, а их было много. На каждом шагу опасность. Не так прикоснулся, не так ступил – и смерть. Недаром среди солдат бытовала поговорка: минер только раз ошибается в жизни.

Ночью очищались проходы, а на рассвете – победно била артиллерия, быстро шли в наступление танки, пехота. Но и здесь саперам не было отдыха. Измученные, а некоторые раненые, садились на танки и мчались в проходы. Противник бил по машинам. Немало солдат сложили свои головы на поле битвы.

Был у Ивана Гриня такой момент, когда его жизнь висела на волоске. Шел он по снегу и наступил на прыгающую мину. Она подскочила выше головы и разорвалась. Трудно объяснить, как человек остался жив.

Ни днем, ни ночью солдаты не знали отдыха. Освободили город Брянск, а дальше пошла родная Беларусь: Добруш, Речица, Калинковичи, а потом украинские города Овруч, Сарны, Ковель и первый польский город Хэлм. Несколько раз был ранен, но юноша не просился в госпиталь. Отлежался в санитарной части – и снова на передний край.

В 1944 году Ивана Павловича приняли в ряды партии. В это время на его груди сияли медаль “За боевые заслуги” и орден Красной звезды.

Пошла польская земля. Руины. Сержант видел босых детей. Вынимал из сумки последние куски сахара и давал им.

Бои на Висле. Небольшой плацдарм около Казимежа. Немцы вот-вот готовы столкнуть пехотинцев в реку. Но сделали свое дело саперы. Они густо расставили мины. Шаг – и фашисту смерть.

В защите стояли полгода, а затем пошли в наступление. И на этот раз много потрудились саперы. Бой был горячий. Полыхал огонь, свистели пули, осколки. И так до самого Берлина, а после до Эльбы.

Грудь воина украсили правительственные награды – два ордена Красной звезды, орден Отечественной войны II степени, орден Славы III степени, медали “За боевые заслуги”, “За освобождение Варшавы”, “За взятие Берлина”, “ За победу над Германией”.

После войны саперно-инженерный батальон, в котором служил Иван Павлович, переехал на Кавказ. Здесь бывший воин полюбил горожанку Анну Ивановну. Девушка хотела остаться дома, но парня потянуло в родные места. Стали жить в деревне Ловцы. Сначала Иван Павлович работал директором кирпичного завода, затем председателем сельского совета, а потом десять лет председателем колхоза. По состоянию здоровья попросился на более легкую работу и возглавил строительную бригаду в колхозе имени Маяковского.

За трудовые заслуги мой прадед Гринь Иван Павлович был делегатом III Всесоюзного съезда колхозников, во время которого занимал место в Президиуме съезда. А еще мой прадед был в Москве на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. Про моего прадеда написано и в районной книге “Память”, а его личные вещи хранятся в школьном музее.

Разве же я не могу гордиться таким прадедом?!

Павел Мантуш,

ученик ГУО “Петревичский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа”