Березовая роща появится в Новогрудке на месте последнего массового расстрела евреев

Березовая роща появится в Новогрудке на месте последнего массового расстрела евреев

Березовая роща появится в Новогрудке на месте последнего массового расстрела евреев

17 марта 2020 2453

В рамках проекта Новогрудского историко-краеведческого музея к 75-летию Великой Победы «Мы им обязаны память» в пятницу, 13 марта, вокруг места последнего массового расстрела евреев была посажена березовая роща.

Сотрудники музея, преподаватели и учащиеся-волонтеры Новогрудского государственного сельскохозяйственного профессионального лицея осуществили мечту бывшей уроженки Новогрудка Нелли Ажуховской, которая сегодня живет в г. Кфар Саба в Израиле. Она давно мечтала, чтобы возле памятника на Минской были высажены ее любимые деревья и охраняли покой родных и всех тех, кто лежит в братской могиле.




– 7 мая 1943 года по ул. Минской в ​​яме, из которой до войны брали глину, были расстреляны 250 евреев из Новогрудского гетто, что находилась на территории бывшего воеводского суда по ул. Минской, – рассказала научный сотрудник и куратор Музея Еврейского Сопротивления Тамара Вершицкая. – По инициативе бывшего директора СПТУ – 193 Виктора Каненкова на месте расстрела был установлен памятник. В 1993 г. Джек Каган, бывший узник гетто на ул. Минской, у которого в этой могиле лежат мать и сестра, поставил новый памятник. Сейчас на нем написано, что немецко-фашистские захватчики и их пособники расстреляли здесь 250 евреев из Новогрудского гетто. В прошлом году, когда в Новогрудке собрались более 100 гостей из зарубежья – дети и внуки евреев, оставшихся в живых благодаря еврейскому партизанскому отряду братьев Бельских, здесь был заложен камень с таблицей, на которой перечислены имена членов семьи Нелли Цаобер (Ажуховской). Они все погибли в Новогрудке во время Холокоста, большинство лежит в этой могиле. Нелли было два года, когда пришли немцы, началась оккупация. Одна из новогрудских семей прятала Нелли до окончания войны в одной из деревень, название которой она не помнит. В живых остались только ее отец и брат, которые убежали через туннель вместе с последними узниками гетто. Их имена сегодня находятся на Стене Памяти в Музее Еврейского Сопротивления. Дома, где Нелли жила до 1957 года, нет. На его месте сейчас растут березы. Они стали для Нелли символом родного дома, – отмечает Тамара Вершицкая. – Во время одного из приездов в Новогрудок она пыталась найти место, где стоял колодец. Нелли почти уверена, что нашла его перед новым корпусом лицея и тогда ей пришла в голову мысль о посадке берез возле памятника на Минской.



Саженцы деревьев передал Новогрудский лесхоз. Планируется, что всего на месте последнего массового расстрела евреев будет высажено 250 деревьев.

 

Ольга Писар, «НЖ»