Презентации с обманом. Как не стать обладателем горы ненужных вещей и кредита на внушительную сумму?

Презентации с обманом. Как не стать обладателем горы ненужных вещей и кредита на внушительную сумму?

Презентации с обманом. Как не стать обладателем горы ненужных вещей и кредита на внушительную сумму?

29 Июля 2020 355

Звонок на мобильный телефон, приглашение от чрезвычайно вежливого сотрудника на презентацию уникальных товаров самого высокого качества, обещание невероятных подарков и интересного времяпрепровождения. Это типичный и уже знакомый многим сценарий, финал которого может быть достаточно печальным: гора ненужных вещей и взятый кредит на приобретение всего этого «добра». Положение осложняет еще и то, что недобросовестные продавцы часто отказывают в возврате покупок, хотя это право потребитель имеет.

В топ неожиданно приобретенных товаров входят постельные принадлежности, посуда, накидки, массажеры, пылесосы. Причем их стоимость может быть завышена в 10-20 раз. Портрет типичного обманутого потребителя – женщина в возрасте от 45 до 60 лет. Так как основная часть товара продается в кредит, банки ориентируются на возраст и платежеспособность клиента. Тем не менее, в списке пострадавших есть довольно пожилые люди, которые сами толком не поняли, как заключили кредитный договор.


Со стороны кажется: «Ну как люди умудряются попасть в такую ситуацию? Очевидно же: тот или иной товар столько стоить не может!». Однако люди недооценивают силу манипуляционных приемов, которые используются во время «представления». Уловки и убеждения везде одинаковы – вас объявляют победителем мнимого розыгрыша, вы выигрываете суперскидку на товар и кучу подарков в придачу. Пока пребываете под впечатлением, с вами быстро заключают договор купли-продажи либо кредитный договор. На многих презентациях суммы начинаются от 3000 руб., бывает, доходят и до 5000 руб.

Потребитель получает приглашение на презентацию различными способами: достает конвертик из почтового ящика, открывает продавцам двери своей квартиры... Один из самых распространенных – звонок на мобильный телефон. Следует отметить, что иногда ваши личные данные таким продавцам оставляют ваши знакомые, которым обещали за это подарки. Каким бы образом у компании ни оказался номер телефона, вы вправе потребовать удалить его из базы. Рекомендуется вообще не выслушивать заманчивых предложений. Если нет интереса к рекламируемой презентации и товарам, реализуемым на ней, следует прекратить разговор. Продуманным ходом является просьба приглашающих на презентацию: «Возьмите с собой паспорт, чтобы вы смогли забрать свой подарок». На самом деле документ нужен для оформления кредита или договора купли-продажи.


Если вы все-таки попали на презентацию

Во первых, вам должна быть предоставлена полная и достоверная информация о продавце, производителе и самом товаре, а также о поставщике, а при приобретении технически сложного товара должна быть также информация о сервисном центре, марке и модели изделия. Во время проведения мероприятия нужно обращать внимание именно на эти сведения. Товары, реализуемые на таких презентациях, можно купить в других местах значительно дешевле. При рекламировании товара людей вводят в заблуждение, делая акцент на мнимые преимущества: изготовление из высокопрочных материалов, производство на специальной линии, присутствие медицинского назначения и т.д.

Даже не смотря на больную суму покупки, многие все равно приобретают товар, так как им предлагают рассрочку. В этом случае обязательно нужно сопоставить ежемесячную выплату за товар со своими доходами, чтобы понять, насколько по силам такая покупка. Часто, не глядя поставив подпись, люди оказываются в ловушке: выплачивать ежемесячно такие суммы им не по карману.



! Важно помнить: каждое слово в договоре имеет значение, поэтому необходимо внимательно прочитать его, перед тем как поставить свою подпись.

Вернуть товар гораздо сложнее, чем приобрести его. Если обманутый потребитель придет к продавцу сам, его, скорее всего, начнут убеждать в невозможности возврата: мол, товар сложнотехнический или же вещь личной гигиены. Однако Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г. № 90-З установлено что, потребитель вправе предъявить требования о расторжении договора в двух случаях: в случае реализации ему товара ненадлежащего качества (ст.20 Закона); в течение 14 дней с момента передачи ему товара надлежащего качества, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, за исключением товаров, не подлежащих обмену и возврату (ст. 28 Закона).

Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

В отношении технически сложного товара или дорогостоящего товара потребитель вправе предъявить требования о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества либо расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы, в течение 30 дней со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара (14 дней).


Если самостоятельно у вас не получается решить вопрос с недобросовестным продавцом, можно обратиться в ОО «Гродненское областное общество защиты прав потребителей, обманутых на презентации, которое помогает гражданам со всей республики отстоять свои интересы. Телефон «горячей линии» +37529-888-99-66 (работает ежедневно с 9.00 до 21.00). Сайт общественной организации – www.stop-obman.by

Удачных всем покупок!

Александр Шляжко,

прокурор Новогрудского района