Карточки рассрочки: быстро, удобно, без процентов?.. Как не повестись на рекламные предложения и не оформит такую карточку

Карточки рассрочки: быстро, удобно, без процентов?.. Как не повестись на рекламные предложения и не оформит такую карточку

Карточки рассрочки: быстро, удобно, без процентов?.. Как не повестись на рекламные предложения и не оформит такую карточку

18 марта 2020 2338

Многие, кто отказывается брать потребительский кредит, с легкостью соглашаются на покупку товаров по карточкам рассрочки. Банки убеждают: за сумму долга не начисляются никакие проценты, а платежи можно разбить на год или даже два. Но, оказывается, фактическая переплата за товары все-таки есть.

Рассрочка, действительно, полюбилась потребителям за свою «бесплатность»: товар взял сегодня, деньги отдаешь завтра и без всяких процентов. Но подарков в мире бизнеса не бывает: за пользование финансами расплачивалась торговлюя. Как сообщает Нацбанк, в некоторых случаях размер такой комиссии доходил до 30% от стоимости товара. На это и обратил внимание Нацбанк и в начале 2020 года ограничил размер вознаграждения до 4%. Что теперь будет с карточками рассрочки и можно ли надеяться на снижение цен на товары?


«Бесплатная» рассрочка

На первый взгляд, карта рассрочки, действительно, вещь выгодная. Можно приобрести любой товар в магазине, с которым у банка, выпустившего карту, заключен договор. Покупателю очень удобно: тот же телевизор можно получить, не имея денег даже на первоначальный взнос и не затрачивая время на оформление бумаг. Финансовой организации такое сотрудничество также выгодно, так как предприятие торговли выплачивает ей вознаграждение за то, что банк предоставил клиентам средства. Надо понимать, что ни одна торговая точка не будет работать в убыток, и те средства, что магазин выплачивает банку, он обязательно вернет. Понятно, что эти финансовые затраты чаще всего ложатся на плечи покупателей. Поэтому часто у держателей карт рассрочки возникали вопросы, почему при оплате картой рассрочки переставали действовать скидки и акционные предложения.

По информации Нацбанка, задолженность физических лиц по кредитам в январе 2020 года составила 14 152,9 млн руб. А это на 22% больше, чем в январе прошлого года. Более трети кредитов оформлено на потребительские нужды. Здесь также наблюдается рост: если в январе 2019-го сумма занимал составляла 4385,3 млн руб, то в этом году уже 5481.

Есть и другая сторона «бесплатной» рассрочки. Для некоторых покупателей она становится поводом для необдуманных расходов и ненужных покупок. Ощущение, что товар достается даром, обманчивое, поэтому некоторые даже попадают в своеобразную зависимость от желания покупать все больше и больше. Случается, понимание, что деньги придется отдавать, приходит слишком поздно, когда суммы выплат по картам рассрочки почти полностью перекрывают зарплаты.

Маркетинговый ход

До февраля 2020 года размер суммы, которую магазин мог выплачивать банкам, не регулировался жестоко со стороны государства и зависела от внутреннего договора между магазином и банком. В некоторых случаях, как утверждают эксперты рынка, комиссия могла достигать 20-30% от стоимости товара. Проводим эксперимент. Заходим в один из крупных магазинов нашего города и выбираем, например, телевизор. При расчете в рассрочку – одна цена, если заплатить сразу всю сумму – другая. И разница солидная. Найти такие примеры несложно. Захожу на сайт известной торговой сети. Выбираю модель холодильника. Можно воспользоваться несколькими вариантами рассрочки, в том числе с помощью карты – вплоть до полутора лет с нулевыми платежами в первый месяц. Но есть и спецпредложения, если оплатить товар сразу, цена ниже. Вот вам и проценты по кредиту.


Специалисты отмечают: рассрочки – скорее маркетинговый ход. По сути, это тот же кредит и, как вы уже поняли, далеко не беспроцентный. Только проценты платит, например, магазин банку и закладывает эти расходы часто в цену товара. Поэтому проценты по рассрочке клиент не видит. Сказать, что так делают все торговые сети, нельзя. Многие работают на масштаб, и за счет договоренности с банком о предоставлении покупателям рассрочки – в финансовом плане только выиграют. Из-за роста объема продаж сумма их прибыли становится большей, и в некоторых случаях с его выплачивается комиссия банка. Однако все зависит от характера соглашения между конкретным магазином и банком.

По новым правилам

Почему же сегодня многие банки снижают сроки рассрочки или даже полностью отказываются от таких программ?

Действительно, банки уже начали пересматривать условия предоставления рассрочки. Некоторые из них пошли на значительное сокращение сроков: вместо трех лет сейчас одолжить деньги можно максимум на год. Другие ввели процент за длительное пользование средствами. Уже сейчас по некоторым карточкам начисляется процент, если рассрочка (а в реальности кредит) предоставляется более чем на шесть месяцев. Так что будьте внимательны и заранее выясняйте условия рассрочки.

Так может сейчас и товары станут дешевле? Эксперты рынка утверждают, что этого ждать не стоит. Даже если комиссия банков и доходила до 30%, не факт, что торговые точки полностью переводили ее на стоимость товаров, поэтому и надеяться на снижение цен нет оснований.


Ясно одно – карты рассрочки никуда не исчезнут. Сейчас активно проходят переговоры между финансистами, ретейлеров и поставщиками – требования Нацбанка об ограничении комиссии 4% выполнять необходимо. И это значит, что рассрочка и кредит останутся на финансовом рынке. Безусловно, различные виды финансовых инструментов, позволяющих гражданам брать в долг, должны быть. И чем их больше, тем лучше – у потребителя должен быть выбор. Одним удобнее оформить кредит на крупную покупку. Вторым – оформить карту рассрочки и оплачивать поэтапно мелкие покупки. Но важно, чтобы каждый из нас понимал, за что и как он будет платить.

Елена Ганцевич, «НЖ»