Знание гражданами требований законодательства, регламентирующего вопросы проведения выборов, позволит избежать возникновения неприятных ситуаций и не быть привлеченным к административной ответственности.
Так, согласно Кодексу республики Беларусь об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за проведение агитации в день выборов (ст. 9.10; действия влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 15 базовых величин), а также умышленные уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, размещенных в соответствии с законодательством на зданиях, сооружениях или иных объектах, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы (ст. 9.11; действия влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 базовых величин).
Действия лиц, сопровождающиеся расклеиванием агитационных листов в местах, запрещенных местными исполнительными и распорядительными органами, листовок и любых других печатных изданий в неустановленных местах, росписью зданий и сооружений, следует квалифицировать как нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов (ст. 21.14 КоАП).
Согласно статье 23.34 нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, или административный арест. Эти же деяния, совершенные за вознаграждение, влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин или административный арест.
Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от 20 до 100 базовых величин. Эти же деяния, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, влекут наложение штрафа в размере от 40 до 50 базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от 250 до 500 базовых величин.
Агитация в день проведения выборов не допускается.
Стоит знать, что согласно ст. 45-1 Избирательного кодекса местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями определяют места, в которых кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенные лица в целях осуществления предвыборной агитации могут проводить массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в порядке, установленном настоящей статьей.
Для организации массового мероприятия кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, доверенное лицо кандидата направляет уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется его проведение, не позднее чем за два дня до предполагаемой даты проведения мероприятия. В уведомлении указываются форма массового мероприятия, место (места) его проведения, дата, время начала и окончания мероприятия; фамилия, имя, отчество заявителя, сведения о месте его жительства и номер телефона, дата подачи уведомления. Если в местный исполнительный и распорядительный орган ранее поступило уведомление от другого кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, доверенного лица о проведении в том же месте и в то же время массового мероприятия и отсутствует договоренность о проведении совместного массового мероприятия, местный исполнительный и распорядительный орган обязан не позднее чем на следующий день после получения уведомления довести до сведения заявителя предложение об изменении места и (или) времени проведения массового мероприятия.
Данные массовые мероприятия могут проводиться с 8 до 22 часов. Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан при проведении массового мероприятия возлагается на местный исполнительный и распорядительный орган и органы внутренних дел. Кандидаты, их доверенные лица обязаны содействовать обеспечению общественного порядка.
Массовое мероприятие, а также подготовка к нему должны быть прекращены по требованию руководителя или заместителя руководителя соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел в случаях: невыполнения кандидатом, доверенным лицом требований, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи; возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.
Виктор Шейпак,
первый заместитель начальника Новогрудского РОВД