Еще горит свет в окнах в деревне Пантусовичи ...

Еще горит свет в окнах в деревне Пантусовичи ...

Еще горит свет в окнах в деревне Пантусовичи ...

06 февраля 2020 3517

Самое дорогое для каждого из нас – это место, где ты родился, сделал первые шаги, где был счастлив. Сюда тянет непонятная сила и тогда, когда уже взрослый, если судьба распорядилась иначе и живешь ты далеко. О родном уголке у каждого человека в душе сохраняются теплые воспоминания. Однако со временем незаметно бурлящая жизнь некогда больших деревень затихает и даже совсем исчезает. На территории Воробьевичского сельсовета малонаселенные две деревни – Пантусовичи и Залозки.



Вместе с управляющим делами сельисполкома Мариной Филон мы направились в деревню с необычным названием Пантусовичи. Немало пришлось пережить жителям деревни во время Первой и Второй мировых войн, но деревня восставала из пепелища и люди вновь устраивали свадьбы, крестины, по улицам бегали дети, слышались песни, смех. К сожалению, с каждым годом все тише и тише становится в Пантусовичах – постепенно деревня затихает. Мы проезжаем по деревенской улице. И о том, что здесь когда-то кипела жизнь, напоминают замки на дверях закрытых домов, склоненные заборы, неухоженные дворы и сады. На всю деревню осталось жить только 13 человек. Старожилы деревни Иван Николаевич и Евгения Федоровна Дрозд радушно встретили во дворе и пригласили в гости.

Я коренной житель. Здесь жили мои родители Николай Климентьевич и Екатерина Давыдовна, деды, прадеды, здесь остался жить и я с семьей, – рассказывает хозяин Иван Николаевич. – Еще, кажется, совсем не так давно наша деревня была в самом расцвете, многолюдная ... Жили семьи Корытько, Рабко, Сивко, Лозовские, Шоцкия, Дрозд, Гирис и многие другие. Летом наша деревня оживает, когда наведываются дети и внуки бывших соседей. Честно хочу сказать: мы дружно жили между собою, усердно работали, каждая семья держала большое хозяйство, - рассказывает И.Н. Дрозд. – В нашей семье был большой дом, поэтому часто в нем проходили собрания, на посиделки к нам собирались. Позже уже клуб появился неподалеку. Директором клуба был Прохор Кавелич, вместе с братьями хорошо пел. Он организовывал различные мероприятия, концерты, ездили с ними по соседним деревням. Знаете, через нашу деревню из Новогрудка на Любчу проходила узкоколейка. Хотя и была она построена для военных целей в годы Первой мировой войны, позже была восстановлена ​​и со временем стала частью хозяйственной жизни. В созданные колхозы по ней доставлялись техника, удобрения, вывозился выращенный урожай. Услугами железной дороги пользовались многие организации района. До станции Любча, как правило, два раза в день ходили небольшие пассажирские составы, обычно, из 2-х или 3-х вагонов. Удобств было много, но жителям нашей деревни железная дорога принесла и немало горя. Неподалеку шла загрузка, и искра попала в сарай. Это было в 1949 году. Пламя перекинулось на наш дом. Сгорело тогда еще несколько домов односельчан. Был выделен лес, и мы сами отстраивались. Вот и сейчас живем мы с женой в этом доме, – далее рассказывает Иван Николаевич. - После войны организовали колхоз «Комсомолец», в его состав сразу вошли наша и соседняя деревня Загорье-Сенненское. Первым председателем был Владимир Кавелич, затем возглавлял хозяйство М. Лазовский. Я большую часть жизни работал электриком-монтажником. Во время работы в Клецким районе и встретил свою жену Евгению.



– Я приехала в Пантусовичи в 1966 году. Вот с тех пор жизнь более пятидесяти лет неразрывно связана с этой деревней, с сельским хозяйством и местным колхозом «Коммунар», – рассказывает хозяйка Евгения Федоровна.



Давно известно, что деревенские жители не привыкли к легким будням. Каждый день здесь наполнен работой, заботами, различными делами, без которых и сегодня не представляют своей жизни наши герои - Иван Николаевич и Евгения Федоровна Дрозд. Их беспокойства всегда были связаны с большим домашним хозяйством, работой в огороде, на поле. Сейчас рады за детей, внуков, которые часто посещают, помогают. С радостью встречают детей соседей, принимают, словно родных.

– Стараемся принять, стол накрыть, как когда-то всегда встречались с их родителями, дедами на праздники, – говорят Иван Николаевич и Евгения Федоровна Дрозд. – Очень хочется, чтобы наша деревня не исчезла, потому что на свете нет ничего дороже родины. Человек всегда возвращается туда, где родился, вырос, жил.

 

Ольга Писар, «НЖ»