О поэте и читателе

О поэте и читателе

08 октября 2018 1259

У Флоренции есть Данте, у Лондона – Байрон, у Франкфурта-на-Майне – Гёте, у Парижа – Бодлер. У Москвы есть Пушкин, у Воронежа – Бунин, у Константинова – Есенин, у Петербурга – Бродский. У Щучина есть Тётка, у Вязынки - Купала, у Николаевщины – Колас, у Минска – Богданович. А у Новогрудка есть Мицкевич.

 

Однажды русский критик Виссарион Белинский заметил: «Очень легко писать стихи, но очень трудно быть поэтом». Парадокс, не правда ли? Однако на самом деле это утверждение является таким же правдивым, как и то, что Земля круглая. Писать стихи, то есть чередовать ударные и безударные слоги и рифмовать последние звуки строк, под силу каждому мало-мальски грамотному человеку. Но поэтами и тем более Поэтами становятся единицы.

Чем же Поэт отличается от обычного стихотворца? Истинный Поэт наделен особым зрением и слухом. Он способен в привычных, повседневных событиях и явлениях увидеть и услышать неповторимое, прекрасное, вечное. Он может проникать в будущее с такой же свободой и лёгкостью, как в настоящее и в прошлое. Верится с трудом? Есть множество стихотворных доказательств этих слов. Например, юный Михаил Лермонтов еще задолго до революционных событий начала двадцатого века написал стихотворение «Предсказание», в котором подробно описал «России чёрный год», свержение царской власти и ужас гражданской войны.

Поэт наделён особым талантом - чувством слова. Для выражения своих эмоций он денно и нощно ищет и создает необычайно точные, уникальные и неповторимые образы, выражения, рифмы. Это тяжелейший труд, когда в поисках единственно правильного, точно подходящего слова приходится перебирать «тысячи тонн словесной руды». К примеру, Владимир Маяковский, который нередко сочинял стихи на ходу, иногда проходил не один десяток километров, чтобы придумать нужную рифму.

Поэт наделен особым сердцем – горячим, ранимым, неравнодушным, деятельным. Вопреки всем жизненным испытаниям и вызовам судьбы, он не может не писать. В боях за Севастополь Эдуард Асадов получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо и навсегда ослеп. Несмотря на это, после войны он стал автором 47 стихотворных книг.

Поэт наделен обостренным чувством совести. Он даже под страхом смерти не способен лицемерить и лгать. В 1930-40-е годы Анна Ахматова создала поэму «Реквием» об ужасах сталинских репрессий и на протяжении десятилетия хранила ее в памяти, не решаясь записать на бумагу, прекрасно понимая, какое страшное наказание ее ожидает за правду. Только после смерти «вождя народов» поэма все-таки была записана и опубликована за границей. А ведь, с обывательской точки зрения, проще было бы ее не запоминать, не публиковать и вообще не создавать.

И, наконец, каждый Поэт мечтает о своем читателе – внимательном, отзывчивом, благодарном. Иначе все его творчество, весь его труд да и вся его жизнь не имеет никакого смысла. Когда молодой Николай Некрасов осознал, что его первый сборник «Мечты и звуки» не вызвал интереса у современников, он в расстройстве выкупил весь тираж и сжег его. Причем даже если Поэт пишет «в стол», то он все равно надеется, что когда-нибудь через века его слово все же будет услышано и понято. Как писала Марина Цветаева, «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»…

Однажды немецкий философ Георг Гегель заметил: «Человек умирает, но поэт живет вечно». Парадокс, не правда ли? Однако на самом деле это утверждение является таким же правдивым, как и то, что Земля круглая. 220 лет назад над новогрудской землей взошла звезда Адама Мицкевича. 163 года назад, в последний раз вспыхнув над турецким Константинополем, эта звезда погасла. Душа человека по имени Адам Мицкевич навсегда улетела в иной, лучший мир. Но Поэт Адам Мицкевич жив до сих пор. А это значит, что его зрение и слух, его талант, его сердце и его совесть по-прежнему служат человечеству. И он по-прежнему мечтает о внимательном, отзывчивом, благодарном читателе. Иначе все его творчество, весь его труд да и вся его жизнь не имеет ровно никакого смысла.

В связи с этим у меня возникает вопрос: как давно вы, уважаемые читатели, держали в руках томик стихотворений или поэм нашего гениального земляка? Надеюсь, совсем недавно. А сколько строк вы знаете наизусть? Надеюсь, немало. А ваши дети, внуки? Мой опыт работы учителем подсказывает, что подрастающее поколение знает творчество знаменитого поэта-романтика гораздо хуже, чем взрослые. Когда-то я попросила своих учеников процитировать строчки из их любимых стихотворений. Так вот, стихи Мицкевича дети не смогли вспомнить. Хотя основные факты из его биографии они знают хорошо. Почему? Возможно, потому, что в школе его творчество изучается в течение всего одного урока? Быть может, имеет смысл в рамках школьной программы выделить хотя бы несколько часов на изучение литературного наследия знаменитых земляков? Потому что любить то, чего не знаешь, невозможно. Пусть бы в крупских школах более внимательно изучали творчество Василя Зуёнка, в лепельских - Анатолия Вертинского, в пуховичских – Алеся Бачилы, в сенненских – Анатолия Велюгина и так далее. А наши дети пусть бы погружались в романтический мир, созданный Мицкевичем.

У Италии есть Данте, Петрарка, Ариосто… У Англии – Байрон, Шелли, Китс… У Германии – Гёте, Шиллер, Гейне… У Франции – Ронсар, Вийон, Бодлер... У России есть Пушкин, Бунин, Есенин, Бродский... У Беларуси - Тётка, Купала, Колас, Богданович... А у нас и у всего мира есть Мицкевич. Давайте не только гордиться своим знаменитым земляком, но и читать его произведения. Потому что не бывает поэта без читателя, а человека -  без поэзии.

Наталья Курьян, kuryan-natalya@mail.ru