Льготный тупик

Льготный тупик

07 декабря 2018 2181

Наличие собственного жилья во все времена воспринималась как определенный показатель благополучия. Однако этот весомый имущественный аргумент может в одно мгновение стать серьезной проблемой, решить которую цивилизованным путем не просто сложно, а невозможно.

 

Еще недавно Андрей и Мария представляли собой образец гармоничного брака. Молодые, красивые, изящные, они поженились восемь лет назад и с тех пор не только стали родителями прекрасной дочурки, но и успели построить в городе двухкомнатную квартиру. Помню, как радовалась мать Марии, когда дети оформляли льготный однопроцентный кредит.

Прошлым летом они развелись.

Как делили машину, мебель и другие вещи - отдельный разговор. И если развод поставил жирный крест на семье, то судебный процесс, на котором происходил раздел имущества, навсегда сделал врагами. Полем военных действий стала квартира, право на которую в одинаковых долях имеют и Мария, и Андрей.

Согласно ст. 156 Жилищного кодекса, собственники жилого помещения при наличии технической возможности на перепланировку с образованием двух и более жилых помещений имеют право произвести раздел жилого помещения. При отсутствии взаимного согласия на раздел жилого помещения между собственниками этого помещения раздел проводится в судебном порядке.

Квартира может быть разделена по решению суда, и муж с женой будут иметь в ней свои доли. В соответствии с Кодексом о браке и семье по общему правилу в случае раздела имущества супругов их доли признаются равными. Суд может отступить от признания долей одинаковыми с учетом интересов детей или одного из супругов, если эти интересы заслуживают внимания. При наличии брачного договора его условия также будут учтены судом.

Если квартира строилась с привлечением льготного кредита, то суд может с согласия банка возложить на мужа и жену обязанность в дальнейшем погашать кредит в соответствующих долях.

123_2

Их жилищная ситуация сейчас выглядит не лучшим образом. В большой комнате - Мария с дочерью, в меньшей - Антон. Кухней и санузлом пользуются все; убирает только Мария.

- Не хочу жить в грязи, - объясняет она и каждый день до блеска чистит ванну, раковины и унитаз. Бывший муж периодически приводит так называемых «подруг», которые справок о состоянии здоровья не предъявляют.

- А у меня дочка, не дай Бог, какую болезнь подцепит? - чуть не плачет молодая женщина.

«Подруги» не ругаются, не бьют посуду и не обрывают обои. Они смеются, смотрят телевизор, аппетитно ужинают и, не таясь, обнимают Андрея, а потом спокойно возвращаются на свою территорию, оставляя после себя немытые тарелки, помятые простыни и стойки запах жизни, на которую Мария не может повлиять никоим образом.

На ее хрупкие руки ложится уборка кухни, прихожей, лестничной площадки. А надо еще уделить время второкласснице-дочке, на которую бывший муж почти не обращает внимание. Он только ехидно улыбается и говорит: «А ты на меня заявление напиши. В милицию».

К сожалению, в таком случае правоохранительные органы привлечь его к ответственности не могут ни в соответствии с административным кодексом, ни тем более - с криминальным: муж не пьяница, не дебошир, исправно работает и платит алименты. А досадные мелочи, которые отравляют жизнь некогда любимой женщине, к делу, как говорится, не подошьешь. От осознания беспомощности Мария буквально сходит с ума. Но самое трагическое в этой ситуации - маленькая девочка. Какой она вырастет в этой атмосфере ненависти и вражды? ..

Печально, но очень многие бывшие супруги в силу разных обстоятельств после расторжения брака вынуждены жить под одной крышей. Иногда при этом создаются довольно интересные - если смотреть на ситуацию со стороны – «общины». К примеру, мои далекие родственники в Минске путем многоступенчатого обмена оказались обладателями прекрасной трехкомнатной квартиры, в которой до этого жила женщина и два ее мужа - прежний и нынешний. Причем, втроем жили довольно долго.

Доведенная до отчаяния Мария говорит, что оставила бы все и ушла из этой квартиры. Но ей некуда уйти да и обидно: почему она должна уступать? Женщина охотно продала бы либо разменяла жилье и согласна на любые варианты. Однако для этого нужно выполнить два условия: полностью выплатить сумму кредита и получить согласие бывшего мужа.

Начнем с первого пункта. Оказывается, расстаться с построенной за льготный кредит квартирой не так и просто. Даже на выплаченную квартиру наложено так называемое пятилетнее табу.

 

123_1

 

Согласно п.1.18 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 г. №13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» продажа жилых помещений, их частей (если осуществлен раздел жилого помещения), а также долей в праве собственности на жилые помещения, построенные (реконструированные) или приобретенные с привлечением льготного кредита до полного его погашения не допускается, а в течение пяти лет со дня досрочного погашения этого кредита может производиться соответствующему районному, городскому исполнительным и распорядительным органам, местной администрации в порядке, установленном законодательством.

При отказе соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации в покупке жилого помещения (его частей, долей в праве собственности), построенного (реконструированного, приобретенного) с использованием льготного кредита, продажа, дарение или обмен указанного жилого помещения в течение пяти лет со дня досрочного погашения кредита осуществляется с разрешения данного исполнительного и распорядительного органа, местной администрации в исключительных случаях (переезд в другую местность расторжение брака, смерть собственника жилья и др.) либо в случае улучшения жилищных условий собственником жилья путем строительства, реконструкции или приобретения жилого помещения. До погашения льготного кредита решение исполнительного и распорядительного органа, местной администрации о дарении или обмене данного жилого помещения может приниматься только с согласия ОАО «Беларусбанк» в порядке, установленном законодательством.

Если поднапрячься и заручиться финансовой поддержкой родственников, Мария найдет возможность досрочно рассчитаться по кредиту, чтобы потом продать злополучную квартиру и заняться поисками другого варианта жилья. Но тут, как чертик из табакерки, высунется бывший муж с неизменной ехидной улыбкой и скажет: «А я против!» И все. Надежды Марии лопают, словно мыльный пузырь. Это и есть пункт второй.

Парадоксально: при социальной направленности политики нашего государства законодательной базой не предусмотрена юридическая процедура решения жилищного вопроса в случаях, когда после расторжения брака остается общая квартира или дом и мирным путем разобраться в ситуации не получается. Бывшие супруги под одной крышей - это страшная взрывоопасная смесь!

Выходит, что в некоторых случаях развод - абсолютно бессмысленная процедура, так как не решает проблему совместного существования, а переводит ее на другой уровень и запутывает в узел? Мне могут возразить: как же не предусмотрено? Квартира же делится на двоих, и право собственности на часть жилого помещения за каждым закрепляется законом.

Поделили. Закрепили. Но что дальше? Как говорит бывший муж Марии, «не нравится - сумку в руки и иди вон»? ..

Лишь единицы после расторжения брака расстаются цивилизованно. В большинстве складывается, как у Марии и Андрея. Знакомая как-то призналась: зять - теперь уже бывший - требует 20 тысяч долларов за то, что позволит продать их общую квартиру, в которой после развода живут оба. Таких денег у них нет. Поэтому мужчина ведет себя нагло: пьет, приводит в свою комнату женщин и собутыльников, ругается с бывшей женой. Иначе, как адом, такую жизнь не назовешь.

Но мне хотелось бы обратить внимание не на взрослых. В конце концов они сделали свой выбор: и когда регистрировали брак, и когда аннулировали. Как быть с детьми? Не скажется ли на их психическом здоровье постоянное пребывание в стрессовой ситуации? Какой пример взаимоотношений вынесут они с такого варианта родительской семьи? Ответы на эти вопросы, к сожалению, не придают оптимизма ...

Ольга Новогран, «НЖ»

Фото носит иллюстративный характер (из открытых источников)

Стоит почитать:

Отцы и дети: Что посеешь — то и пожнешь…

Хамите, парниша!